Аудиторская деятельность и ее регулирование — страницы 14-17

Исключительность аудиторской деятельности необходима с целью выделения из общих хозяйствующих субъектов специальной группы, осуществляющих аудит на профессиональной основе и профессиональном уровне, при этом отвечающих принципу независимости, а также обеспечения государственного контроля за этой группой субъектов.

Профессионализм в аудиторской деятельности достигается и поддерживается подготовкой и аттестацией специалистов, ежегодным повышением их квалификации, невозможностью совмещения аудиторской с другими видами предпринимательской деятельности, а значит, сосредоточенностью лишь на своей профессии.

Аудиторы как субъекты профессиональной деятельности, выполняющие социально значимую функцию, наделены особыми правами и преимуществами. отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер. Осуществляющая ее аудиторская организация действует официально в качестве независимой контрольно-ревизионной (надзорной) инстанции в силу закона по уполномочию государства; проведение обязательного аудита не подразумевает инициативу аудируемого лица, а является его обязанностью, обременением публично-правового характера. Аудиторское заключение, составленное по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента; без него отчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе государственные налоговые органы, не вправе считать ее достоверной[1].

Законом предусмотрена возможность создания аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые наделяются определенными полномочиями по отношению к своим членам.

Законодательство предусматривает в качестве аудиторской деятельности не только деятельность по проведению аудита, но и оказание сопутствующих услуг. Закон № 307- ФЗ вводит новый, закрытый перечень сопутствующих услуг, в отличие от прежнего закона № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. Согласно п. 4 ст. 1 перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. В настоящее время действуют федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в отношении следующих сопутствующих аудиту услуг:

  • выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации (ФСАД № 30);
  • компиляция финансовой информации (ФСАД №31);
  • обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности (ФСАД №33).

Проведение сопутствующих аудиту услуг преследует несколько иные цели, чем цели аудиторской деятельности. Так, например, целью выполнения согласованных процедур в отношении финансовой информации заключается в проведении аудитором процедур аудиторского характера, которые были согласованы между аудитором, лицом, заключившим договор оказания сопутствующих услуг и третьим лицом, а также в предоставлении отчета о фактах, отмеченных при выполнении согласованных процедур в отношении финансовой информации.

В этом случае аудитор предоставляет только отчет об отмеченных фактах без обеспечения уверенности. В отличие от аудиторского заключения, форма данного отчета не урегулирована законом. Вместо этого, представителям хозяйствующего субъекта или пользователям отчета предоставляется возможность самим оценить проведенные процедуры и факты, отмеченные в подготовленном отчете и сделать собственные выводы.

Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности заключается в предоставлении аудитору возможности определить на основе процедур, которые предоставляют не все доказательства, требующиеся для аудита, не привлекло ли внимание аудитора что-либо, что заставило бы его предположить, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не была установленными требованиями к ее составлению.

Уверенность в отсутствии существенных искажений информации при проведении обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности выражается в форме заявления исполнителя. Цель компиляции финансовой информации для аудитора — использование экспертных знаний в области бухгалтерского учета, а не экспертных знаний в области аудита, для сбора, классификации и обобщения финансовой информации.

Таким образом, обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности и выполнение согласованных процедур представляют собой оказание аудиторских услуг, не завершающихся составлением аудиторского заключения. В то время как компиляцию финансовой информации, можно охарактеризовать как оказание бухгалтерской услуги.

В то же время аудиторские организации наряду с аудиторскими услугами (аудит и сопутствующие аудиту услуги) могут оказывать прочие услуги, которые с 1 января 2009 г. не являются сопутствующими.

Прочие услуги, считавшиеся ранее сопутствующими, выведены в отдельный перечень прочих услуг. Перечень прочих услуг кажется на первый взгляд исчерпывающим, однако в первом абзаце п. 7 добавлено уточнение «в частности». Так, в соответствии п. 7 ст. 1 аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие, связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

  1. постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  2. налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  3. анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  4. управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  5. юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  6. автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  7. оценочную деятельность;
  8. разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  9. проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  10. обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Таким образом, перечень прочих услуг можно считать открытым.

В специальной литературе обсуждается вопрос о том, должны ли аудиторские организации, индивидуальные аудиторы ограничиваться в своей деятельности исключительно аудиторскими услугами.

[1] Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 45.

Оставить комментарий