Аудиторская деятельность и ее регулирование — страницы 18-21

1.1        Развитие аудиторской деятельности России и в зарубежных странах

Историки полагают, что зарождение аудита относится примерно к 4000 г. до н.э., когда древние цивилизации ближнего Востока начали создавать высокоорганизованные государства и налаживать хозяйственную деятельность.

В Афинах V века до н.э. Народное Собрание контролировало доходы и расходы государства. В Римской республике государственные финансы находились под контролем Сената, а государственный бюджет проверялся штатом аудиторов под наблюдением казначея[1].

Родиной аудита считается Великобритания. Первый в мире законодательный акт, который регулировал деятельность аудиторов, был выдан в 1285 году королем Англии Эдвардом I. Соответственно этому Закону от лица государства предоставлялись определенные привилегии аудиторам, которыми были не только лица из числа доверенных слуг сеньоров, но и некоторые категории гражданских служащих[2].

В соответствии с законом, целью первых обязательных проверок было независимое рассмотрение бухгалтерских записей и отчетов, а работу лиц, которые их проводили, приравнивали почти к финансового аудиту, в современном его понимании. Аудит предусматривал лишь тщательную сверку фактов с документами и другими данными. Поэтому работа аудиторов этого периода состояла в детальной проверке каждой хозяйственной операции. Концепция выборочной проверки как аудиторской процедуры еще была неизвестной. Как правило, аудит проводился для заказчика (дворянина, короля) отдельным лицом, а в случае общественного объявления его результатов — комиссией. Аудиторы того времени еще не имели профессионального статуса, хотя уже и были обязаны проводить проверку честно, со знанием дела, с надлежащим вниманием и уважением к интересам лица, которое их пригласила. Независимость аудитора достигалась с помощью его назначения «заказчиком» и запретом любых частных контактов между ним и лицом, которое проверялось.

В XIII веке встречаются упоминания об аудиторах и аудите как в Англии, так и в Италии, а французское сочинение об управлении имуществом, написанное в том же столетии, рекомендовало ежегодно проводить аудит счетов.

Лондонское Сити подвергалось аудиту по крайней мере уже в 1200-е годы, а в начале XIV столетия в числе выборных должностных лиц значились и аудиторы. В старину в Великобритании проводился аудит двух типов. В городах аудит осуществлялся публично, в присутствии правящих должностных лиц и граждан и заключался в слушании аудиторских отчетов, которые зачитывал вслух казначей[3].

Вторым типом аудита была детальная проверка счетов уплат управляющих финансами крупных поместий с последующим устным отчетом перед владельцем и советом управляющего данного поместья. Обычно аудитор являлся членом совета и, следовательно, был преемником современного внутреннего аудита.

Оба типа аудита, практиковавшиеся в Великобритании вплоть до XIII века, в первую очередь были направлены на обеспечение подотчетности государственных и частных должностных лиц в отношении вверенных им средств.

Как отмечают специалисты, исследующие историю развития аудита, до рубежа XX века аудит в Соединенных Штатах строился по английской модели. Роберт X. Монтгомери называл американский аудит раннего этапа «счетоводческим аудитом», подчеркивая, что три четверти рабочего времени аудитора уходило на подсчеты и составление бухгалтерских книг[4].

Экономические перемены XVII-XVIII вв. поставили во главу угла право собственности на имущество, калькуляцию прибыли и убытков, а аудит начал превращаться из процесса слушания в подробный анализ письменной документации и исследование подтверждающих свидетельств.

Стремительное развитие частного капитала при параллельном контроле со стороны государства основательно внедрило изучаемый вид деятельности в фундаментальные основы построения успешного бизнеса. Применение практики аудита, позитивный эффект которой наглядно продемонстрирован уже во второй половине XIX столетия ростом масштабов и укреплением позиций её значимости как гаранта для сохранности инвестиционного капитала и активов компаний, становится общей тенденцией в интенсивно развивающихся государствах.

В этот период времени институтом внутреннего аудита являлся аудиторский комитет акционерных обществ, в обязанности которого входило преимущественно осуществление контроля над деятельностью внешнего аудита.

Обвал финансовой системы США в 1929 году, связанный с масштабными фактами мошенничества стал исходной точкой развития нового качества внутреннего аудита.

В этой связи Американским институтом государственного контроля (AICPA) были разработаны стандартные формы контроля счетов компании. Кроме того, США законодательно отрегулировали выпуск в открытую продажу ценных бумаг компаний в 1933 и 1934 гг., создав в первую очередь регистрационно-разрешительный орган — Комиссию по ценным бумагам и биржевым операциям (Securities and Exchange Commission, SEC). Общей целью SEC становится помощь инвесторам и обеспечение их надежной информацией, на основании которой они могут принимать решения. Кроме того, принятие Закона о бирже ценных бумаг обеспечило дополнительную защиту, требуя от таких компаний предоставить SEC подробный ежегодный отчет при соблюдении необходимого условия — подтверждения финансовой отчетности независимым аудитором[5].

За многолетнюю историю аудит прошел три эволюционных этапа своего развития[6]:

  1. подтверждающий аудит — конец XIX — начало XX в. (1930-е гг.);
  2. системно-ориентированный аудит (1940 — 1980 гг.);
  3. аудит, базирующийся на риске (конец XX — начало XXI в.).

В своей первой работе по аудиту «Краткое руководство по стандартам и нормам аудита» (1992 г.), широко известной на постсоветском пространстве, Р. Додж сделал экскурс в эволюцию развития подходов к аудиту, выделил указанные этапы и обратил внимание на то, что «…последние два этапа потребовали… поднять головы от книг и сосредоточить внимание на самом бизнесе… Системно-ориентированный подход к аудиту дал возможность наблюдать системы, которые контролируют операции. При аудите, базирующемся на риске, мы смотрим на людей, контролирующих систему»[7].

На сегодняшний день можно выделить две модели регулирования аудиторской деятельности. Так, для стран Западной Европы характерна жесткая система регламентации аудиторской деятельности правительством. В этой модели государственное регулирование аудита построено на законодательных актах, которые охватывают всех участников аудиторской деятельности. Государственным органам предоставлены полномочия по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности, контролю качества аудита, лишению лицензий на право ведения аудиторской деятельностью.

Как правило, в этой системе устанавливается обязательный характер стандартов аудиторской деятельности, которые вместе с законодательными актами обеспечивают регламентирование аудиторской деятельности.

Роль профессиональных аудиторских объединений незначительна и ограничивается, как правило, участием в подготовке и обсуждении законодательных и иных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, защите и представлении интересов членов этих организаций.

[1] Воронина Л.И. Аудиторская деятельность: Основы организации. М., 2007. С. 11.

[2] История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. К.И. Батыра. 5-е изд. перераб. и доп. — М: Проспект, 2008. — С. 233.

[3] Аудит: Учеб. для студентов вузов / Под ред. В.И. Подольского. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Аудит, 2008. С. 12.

[4] Дефлиз Филип Л. и др. Аудит Монтгомери; пер. с англ. -М.: Аудит; ЮНИТИ, 1997. С. 16.

[5] Дефлиз Филип Л. и др. Аудит Монтгомери; пер. с англ. -М.: Аудит; ЮНИТИ, 1997. С. 149.

[6] Данилевский Ю.А.. Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие.-2-е изд., перераб. И доп. М.: ИД ФБК_ПРЕСС, 2007. С. 8.

[7] Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита // Пер. с англ.; предисловие С.А. Стукова -М.: Финансы и статистика; ЮНИТИ, 1992. с. 20.

Оставить комментарий