К модели второго типа можно отнести системы, действующие в США и Великобритании. Для этих стран характерна достаточная самостоятельность аудиторских организаций. Ведущая роль в этой модели принадлежит профессиональным организациям, которые проводят аттестацию аудиторов, осуществляют контроль за качеством аудита, разрабатывает стандарты аудита.

Таким образом, в отличие от модели с жестким государственным регулированием в этой модели все основные функции переданы профессиональным общественным организациям

Обе модели включают в качестве одного из элементов системы регулирования международные стандарты аудита и финансовой отчетности.

Следует отметить, что в начале XXI в. череда крупных финансовых скандалов, вызванных крахом крупнейших мировых корпораций, распадом аудиторских фирм, и последовавший за ними мировой экономический кризис заставили на международном уровне решать не только проблему прозрачности и достоверности финансовой отчетности (особенно компаний публичного интереса), но и проблему обеспечения качества аудита с учетом восстановления доверия общества к его результатам.

В этот период времени ужесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, повышается рыночная потребность в таких услугах.

В силу своей значимости эти проблемы вызвали ужесточение требований к публичным компаниям и их аудиторам, что нашло отражение в рамках Закона Сарбейнса — Оксли (США, 2002 г.), а в Европе адекватным ответом стало принятие в 2006 г. 8-й Директивы Евросоюза «Об обязательном аудите ежегодной и консолидированной отчетности». Сравнительная характеристика основных положений этих нормативных актов приведена в таблице 2 приложения.

По состоянию на 31 декабря 2010 г. по данным реестров аудиторов и аудиторских организаций, которые ведут саморегулируемые организации аудиторов, осуществлять аудиторскую деятельность имеют право 6,1 тыс. субъектов, в том числе 5,2 тыс. аудиторских организаций и 1,1 тыс. индивидуальных аудиторов[1].

Рис. 1. Динамика и структура рынка аудиторских услуг, тыс. ед.

В 2011 г. наиболее динамично (с точки зрения количества членов) развивались Гильдия аудиторов (+93,0 %) и ААС (+82,0 %). Количество аудиторских организаций в остальных саморегулируемых организациях аудиторов увеличилось в меньшей степени: РКА — на 44,0 %, МоАП – на 33,0 %, ИПАР – на 17,0 %, АПР – на 11,0 %.

Субъектом аудиторской деятельности как профессиональной деятельности является аудитор. Аудитор занимается данной профессиональной деятельностью в качестве работника аудиторской организации (на основе трудового договора) либо индивидуального аудитора.

По состоянию на 31 декабря 2011 г. имели право участвовать (вести) в аудиторской деятельности, т.е. являлись аудиторами (включая индивидуальных аудиторов), 26 800 человек.

Рис. 2. Распределение аудиторов в саморегулируемых организациях аудиторов в 2010 г[2].

Как в любом сегменте рынка, на рынке аудиторских услуг количество субъектов, фактически ведущих деятельность, отличается от количества субъектов, имеющих право вести такую деятельность. Членство в саморегулируемых организациях аудиторов у ряда аудиторских организаций и аудиторов не сопровождается фактическим ведением аудиторской деятельности (участием в ней). Экспертная оценка показывает, что в 2011 г. фактически вели аудиторскую деятельность (участвовали в ней) порядка 90-93 % аудиторских организаций, 73-80 % индивидуальных аудиторов и 90-94 % аудиторов, работающих в аудиторских организациях.

Рис. 3. Динамика развития рынка аудиторских услуг

Начиная с 2009 г., наблюдавшаяся на протяжении предшествующих лет высокая динамика развития аудиторского сектора прервалась (рис. 3).

В 2010 г. объем оказанных услуг уменьшился по сравнению с 2009 г. на 1,0 % и составил 49,1 млрд. руб. На объеме оказанных в 2010 г. услуг продолжает сказываться экономическая ситуация, которая сложилась во второй половине 2008 г. По мнению экспертов, основными негативными факторами стали: сокращение притока новых клиентов; сокращение бюджетов на привлечение аудиторов и консультантов у имеющихся клиентов; снижение или, как минимум, фиксация на неизменном уровне цен на аудиторские и консультационные услуги; платежеспособность клиентов.

Рост объема оказанных услуг в 2011 г. составил 6%.

Как и в предыдущие годы, подавляющее большинство клиентов обратилось в 2010 г. в аудиторские организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

[1] Основные показатели деятельности  саморегулируемых организаций аудиторов В 2011 г.  [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/04/Osnovnye_pokazateli_deyatelnosti_SROA_v_2011g.doc, свободный. — (Дата обращения — 15.01.2012).

[2] Обзор состояния саморегулируемых организаций в России // Саморегулирование №1, 2011.

Аудиторская деятельность и ее регулирование — страницы 22-25
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *