Данная проблема понимается специалистами. Доказательством этого является то, что в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской федерации на среднесрочную перспективу, определяющей программу действий на период 2004 — 2010 гг.[1], в качестве одного из направлений деятельности было заявлено существенное повышение квалификации не только специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом, но и пользователей бухгалтерской отчетности. Но, к сожалению, одного понимая проблемы мало, если для бухгалтеров и аудиторов можно легко представить процедуру повышения их квалификации в виде тех или иных курсов, тренингов, семинаров, то для возможных пользователей информации бухгалтерской отчетности это сделать нереально. Никакие курсы организовывать нет необходимости, если человек, опираясь на определенную информацию, принимает решение о вложении своих денег: либо он уверен в своей компетентности, либо он обратится к профессионалу — финансовому аналитику.

Таким образом, деятельность профессиональных саморегулируемых организаций зависит в значительной степени от активности потребителей товаров (работ, услуг), от наличия обратных информационных связей потребителей с поставщиками товаров (работ, услуг) и институтов, осуществляющих контроль за работой профессионалов тем или иным способом.

Дальнейшее совершенствование аудиторской деятельности напрямую связано с обеспечением качества аудиторских услуг.

1.1        Проблемы обеспечения качества аудиторских услуг

Следует отметить, что в течение продолжительного времени вопросы проверки качества аудита на законодательном уровне не, были разрешены, т.е. не было определенности, какие именно организации или органы вправе контролировать качество аудита, периодичность данных проверок, что должно подлежать проверке, каковы механизмы проведения контрольных мероприятий.

На сегодняшний день эти вопросы, в основном, имеют свое законодательное регулирование. Однако коренные изменения возникают и в этой области. В первую очередь, акцент в проверке качества аудита переносится на саморегулируемые аудиторские организации. Очевидно, что аудит будет развиваться положительно при двух основных факторах: законодательное обеспечение данного вида деятельности со стороны государства и при интеграции потенциала профессиональных сообществ в разработке стандартов, методического обеспечения проведения аудита и повышения его качества.

Для более полного и всестороннего исследования вопросов определения качества аудиторской деятельности, критериев качества оказываемых аудиторских услуг, обратимся к рассмотрению категории «качество» в целом.

Глудкин О.П., Горбунов Н.М и А.И. Гуров дают такое определение: «качество продукта представляет собой его свойство (способность) удовлетворять потребности и ожидания конкретного потребителя»[2].

Скобара В.В. выделяет следующие факторы, определяющие качество работы аудитора: состояние теории аудита и ее адекватность национальным условиям; состояние методологической и методической базы аудиторских проверок; состояние системы организации аудита; состояние системы контроля и разработанность механизма оценки качества аудиторских услуг[3].

Кизь В.В называет качеством аудита «выражение достоверного мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта, основанного на анализе проведенных стандартизированных аудиторских процедур и существенных событий, связанных с хозяйственной деятельностью субъекта»[4].

Сиротенко Э.А. дает такое определение: качественный аудит — это аудит, результатом которого есть вывод аудитора о[5]:

  • достоверности (недостоверности) проверяемой отчетности во всех существенных аспектах экономической информации;
  • экономической устойчивости (неустойчивости) данного проверяемого экономического субъекта.

Бычкова С.М. отмечает, что с точки зрения практической деятельности качество аудита можно рассматривать следующим образом:

  1. Качество аудиторских услуг и качество аудиторского заключения является прямым результатом профессиональной компетентности и опыта аудиторов.
  2. Качество в аудите определяется рейтингом аудиторской организации, который учитывает такие позиции, как, например, конкурентные преимущества, показатели финансовой отчетности, продолжительность работы компании на рынке аудиторских услуг, опыт и квалификация аудиторов, количество клиентов.
  3. Качество аудита — это соответствие требованиям аудиторских стандартов и других нормативных актов.
  4. О качестве предлагаемых аудиторской организацией услуг с полным основанием можно судить только по результатам аудиторской проверки или оказания других услуг.
  5. Качество аудита рассматривается как результат участия потребителя в оценке качества аудиторской проверки. Привлечение клиентов к оценке качества проведенного аудита возможно путем анкетирования и опросов[6].

Качество аудита представляет собой комплексную характеристику аудиторской проверки, заключающуюся в соответствии мнения аудитора потребностям заинтересованных пользователей в объективной информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что для возможности оценки качества аудита, необходимо установить четкие критерии качества.

Оценка качества услуг аудиторской организации может производиться именно на стадии выбора организации — партнера. Предварительные выводы о правильности выбора той или иной аудиторской организации можно сделать путем проведения оценки, например, следующих позиций: деловая репутация, профессионализм, комплексность услуг, отзывы и рекомендации заказчиков, владение проблемами отраслевой специфики. Однако рейтинг аудиторских организаций как сводная оценка внутренних и внешних факторов аудиторской деятельности является общим индикатором состояния рынка аудиторских услуг, а не показателем качества аудита в целом.

Аналогичное мнение высказывает Чупрова Е.А. «категория качества аудиторской проверки весьма субъективна, однако, учитывая общественную значимость результатов аудиторской деятельности, на практике существует объективная необходимость выработки и применения определенных критериев качества аудита, определяемых действующими стандартами»[7].

В самом упрощенном смысле, качественным признается такой аудит, который соответствует принятым в соответствующей стране стандартам и принципам работы.

Качество аудита и аудиторских стандартов постоянно совершенствуется. Работа российского аудитора, согласно Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях»[8] признается качественной, если одновременно выполнены следующие условия: аудит проведен в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными и внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности; заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий.

Другими словами, выполнение требований стандартов аудита необходимо для достижения приемлемого качества. Но это условие будет справедливым только в том случае, если эти требования, прописанные в стандартах аудита, будут обоснованными, реальными и уместными. Стандарты должны содержать ясные, понятные и непротиворечивые нормы. Желательно, чтобы объем стандартов был ограничен, дополнительный и поясняющий материал сосредоточен в приложениях, чтобы была система перекрестных ссылок и ссылок на другие стандарты.

[1] Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 N 180 Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу // Российская Бизнес-газета, N 27, 20.07.2004.

[2] Всеобщее управление качеством: учебник для вузов/ отв.ред. О.П. Глудкин. М.: Горячая линия -Телеком, 2001. С. 17.

[3] Скобара В.В. Качество аудита (теория и методология): диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени д-ра экон. наук; Финансовая академия при Правительстве РФ. -М., 1999. — С.8

[4] Кизь В.В. Методические основы оценки качества аудита. Дисс. к.э.н. Новосибирск. 2003. С. 45.

[5] Сиротенко Э.А. Системное представление и концепция развития аудита// Аудит и финансовый анализ. №2. 2004.

[6] Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Контроль качества аудита / Под ред. Бычковой С.М.— М., Эксмо, 2008. С.7

[7] Чупрова Е.А. Актуальные проблемы аудиторской деятельности в России // Современные проблемы бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа: материалы 62-й ежегодной научной конференции профессорско-преподавательского  состава  аспирантов   и  64-й  ежегодной   научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов. Иркутск. 2003. С. 193.

[8] Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 27.01.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 30.09.2002, N 39, ст. 3797.

Аудиторская деятельность и ее регулирование — страницы 37-40
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *