1.1        Проблемы аудиторской деятельности в связи с переходом к саморегулированию

В Законе «О саморегулируемых организациях» дается следующее определение: «СРО — это некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве и объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида».

С 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» отменено государственное лицензирование аудиторской деятельности, и, чтобы заниматься этим бизнесом, нужно получить членство в одной из саморегулируемых аудиторских организаций (СРО), включенных Минфином России в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

На СРО аудиторов возложены функции по ведению реестра аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, повышению квалификации аудиторов и контролю за соблюдением ими требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, контролю за качеством работы аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, соблюдением норм законодательства РФ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Саморегулирование дает государству возможность сконцентрироваться на ключевых вопросах деятельности индустрии. Нет необходимости в распылении — в этом главное достоинство саморегулирования. СРО ближе к бизнесу, лучше понимают происходящие в нем процессы, в большей, чем государство, степени способны к адаптации: их правила обычно более гибкие, чем те, которые устанавливает государство. При этом СРО не меньше государства заинтересованы в развитии рынка, в том числе в том, чтобы клиенты профессиональных участников рынка ценных бумаг чувствовали себя комфортно. И, может, даже сильнее, чем государство, стремятся к обеспечению защиты их интересов. В результате государственное регулирование дополняется саморегулированием, а государственные органы и СРО образуют единую систему регулирования и надзора[1].

Особенностью деятельности саморегулируемых организаций в России является необходимость создания благоприятных условий для перекрестного взаимодействия в различных профессиональных областях деятельности, что даст возможность приблизить процесс саморегулирования к насущным потребностям рынка и позволит вести краткосрочное и долгосрочное планирование экономического развития страны[2].

Несмотря на то что многие участники аудиторского рынка не проявляют оптимизма по вопросу обязательного членства в саморегулируемых организациях аудиторов (по оценке экспертов, около 68% участников аудиторского рынка — противники самой идеи саморегулирования)[3], преимущества саморегулируемой организации аудиторов являются явными. Они состоят в том, что саморегулируемая организация аудиторов осуществляет защиту прав и законных интересов ее членов, членство в саморегулируемой организации аудиторов ведет к повышению качества осуществляемых работ, к взаимной поддержке членов организации, саморегулируемая организация аудиторов оказывает помощь в повышении квалификации своих сотрудников-членов, кроме того, саморегулируемая организация аудиторов осуществляет информационную поддержку членов путем предоставления изменений в нормативные правовые акты, затрагивающие профессиональных участников — членов организации, проведения общих собраний своих членов, организации круглых столов, симпозиумов и конференций, посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования организации, а также проблемам в сфере регулирования и функционирования аудиторской деятельности. Кроме того, членство в саморегулируемой организации аудиторов дает определенное преимущество перед конкурентами, так как ее участники выступают как члены некой корпорации, гарантирующей потребителю повышенное качество и ответственность.

При этом следует отметить, что качество услуг, производимых субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, не повышается автоматически после вступления их в саморегулируемые организации. Это процесс длительный, протекающий в условиях конкуренции с другими подобными организациями. Кроме того, добровольность вступления в такие организации предполагает возможность ничем не ограниченной предпринимательской и профессиональной деятельности другими участниками экономического сообщества.

Выводы по второй главе.

Роль аудиторских СРО сильно возрастает. Показательно, во всем мире сейчас обратная тенденция. После серьезных кризисов в аудите и бухгалтерии в мире ужесточается регулирование аудиторской деятельности.

На сегодняшний день можно констатировать, что с принятием нового Закона об аудиторской деятельности начался новый этап в развитии аудиторской деятельности и совершенствовании его нормативно — правового регулирования.

Качество аудита представляет собой комплексную характеристику аудиторской проверки, заключающуюся в соответствии мнения аудитора потребностям заинтересованных пользователей в объективной информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Под  контролем  качества  аудита  следует  понимать  проверку деятельности аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов с применением  совокупности  методик  и  процедур,  необходимых  для определения  соответствия  этой  деятельности установленным  критериям качества.

Критериями качества аудита следует признать его соответствие:

  • требованиям Федерального закона об аудиторской деятельности;
  • стандартам аудиторской деятельности;
  • правилам независимости;
  • кодексу профессиональной этики аудиторов.

Соответствие условиям заключенного договора с заказчиком, который в свою очередь не должен противоречить положениям законодательства об аудиторской деятельности, также следует рассматривать как один из критериев качества оказываемых аудиторских услуг.

 

 

[1] Коржова Е. Саморегулируемые организации // Управление персоналом. 2010. N 8.

[2] Яковлева К.А., Валюжинич П.М. Практика саморегулирования // Арбитражный управляющий. 2011. N 1.

[3] Лаврова В. Вы еще не в СРО? Тогда мы идем к вам // Саморегулирование & Бизнес, №5, 2010.

Аудиторская деятельность и ее регулирование — страницы 41-44
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *