Аудиторская деятельность и ее регулирование — страницы 45-53

Заключение

Обеспечение конкурентоспособности России на международных рынках в условиях интеграции в мировую экономику является важнейшей общенациональной задачей. Процессы интеграции требуют гармонизации языка делового общения и внедрению понятных западным партнерам управленческих технологий. Особое значение придается при этом экономическому контролю как инструменту минимизации инвестиционных и коммерческих рисков. Канонической формой корпоративного контроля в экономически развитых странах является аудит. Аудиторская проверка выполняет функцию оценки достоверности бухгалтерской отчетности в частном секторе.

Аудиторская деятельность — профессиональная деятельность субъектов аудиторской деятельности по проведению аудита (аудиторских услуг) и оказанию сопутствующих аудиту услуг. Отождествление понятий «аудиторская деятельность» и «аудиторские услуги», представленное в п.2 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности представляется неверным. Более близкими по своему значению являются понятия «аудит» и «аудиторские услуги». Аудиторские услуги — это оказываемые заказчику на возмездной основе профессиональные услуги аудитора по осуществлению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Под субъектом профессиональной аудиторской деятельности следует понимать физическое лицо — аудитора, осуществляющего деятельность по оказанию аудита и сопутствующих аудиту услуг посредством личного квалифицированного труда и являющегося членом саморегулируемой организации аудиторов, действующее без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Растущее в результате недавних корпоративных скандалов недоверие общества к проверенной аудиторами финансовой отчетности обусловливает необходимость поиска и разработки новых концептуальных подходов к аудиторской деятельности.

С оказанием сопутствующих услуг, основные из которых носят консультационный характер, аудит — и зарубежный и отечественный — справляется сравнительно неплохо. Основным свидетельством этого является быстрый рост годовой выручки за сопутствующие услуги (значительно превышающий темпы инфляции) в условиях их необязательности. Куда хуже обстоит дело с основной функцией аудита — оценкой достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

Предлагаемые в последнее время значительной частью мировой аудиторской общественности и органов регулирования аудита рецепты повышения качества аудиторских проверок (принудительная ротация аудиторских фирм у субъектов обязательного аудита, отделение аудиторского бизнеса от консалтингового, совершенствование этических кодексов аудита и аудиторских стандартов, серьезные наказания недобросовестных бухгалтеров и аудиторов в законе Сарбейнса — Оксли и т.п. – характеристика основных положений дана в приложении) не являются достаточно эффективными. В них не задействована (или используется в явно недостаточной степени) экономическая мотивация аудиторских фирм к проведению высококачественного аудита, т.е. близкой к нулю вероятности выдачи положительного заключения при недостоверной бухгалтерской отчетности. Поэтому ситуация с распространением некачественных аудиторских проверок и недоверием к институту аудита в ближайшей и среднесрочной перспективе вряд ли выправится.

Другие недостатки современного аудита (высокая стоимость, возможность нарушения конфиденциальности полученной в ходе проверки информации и т.д.) носят по сравнению с высокой вероятностью положительного заключения на недостоверную отчетность явно второстепенный характер

Серьезное реформирование профессии за последние четыре года осуществляется как на уровне Международной федерации бухгалтеров (IFAC), так и на уровне европейского сообщества. В результате этого внедряются единые нормы, большое внимание уделяется вопросам контроля. Профессия практически признала, что контроль — надзор должен осуществляться как непосредственно профессией (внутренний контроль), так и создаваемыми внешними органами (внешний независимый контроль).

В России на разных этапах истории — в 1888, 1907-1912, 1929-1930 годах — предпринимались попытки внедрения аудиторской деятельности. Появление и развитие аудита в России было вызвано изменениями в экономической системе общества и определялось требованиями со стороны рыночной экономики, при которой аудит является непременным элементом ее инфраструктуры. По мере становления отечественного аудита (иногда по аналогии с бухгалтерским учетом говорят о его реформировании) все более необходимы осознание, подробный анализ и решение разнообразных аудиторских проблем. И если раньше главные усилия специалистов были направлены на решение таких вопросов, как создание аудиторских фирм, государственных органов регулирования аудита, издание различного рода нормативных актов, организация практического проведения аудиторских проверок, системы подготовки кадров и т.д., то в последнее время появляются новые возможности усиления научного направления в аудите. В немалой степени этому способствуют принятие закона об аудиторской деятельности, разработка в основном правил (стандартов) аудиторской деятельности, рост числа квалифицированных кадров теоретиков и практиков в области аудита, активное изучение отечественными специалистами западного опыта и т.д.

Закон об аудиторской деятельности направлен на сокращение государственного вмешательства в аудиторскую деятельность при усилении влияния саморегулирования в профессиональном аудиторском сообществе за счет значительного расширения полномочий СРО аудиторов. Снижение административного давления должно способствовать развитию аудиторской деятельности как предпринимательского вида деятельности и, соответственно, ускорить развитие профессионального аудиторского сообщества в России.

С введением механизма саморегулирования в аудиторской деятельности предусматривается передача СРО аудиторов функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, функций повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами этих саморегулируемых организаций.

Переходный период от лицензирования к саморегулированию в аудиторской деятельности закончился 1 января 2010 г.: лицензии на осуществление аудиторской деятельности утратили силу, право ведения аудиторской деятельности приобрели аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. В отличие, например, от оценочной деятельности субъектами аудиторской деятельности являются как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы.

Одним из наиболее актуальных стал вопрос повышения качества аудита. Одновременно с внедрением аудита на российском рынке наблюдался рост конкуренции на этом рынке услуг, повышалась требовательность заказчиков аудиторских проверок и пользователей аудиторской отчетности, которые стали заинтересованными в соблюдении аудиторами правил (стандартов) аудиторской деятельности. В современных условиях хозяйствования у заказчиков аудита появилась необходимость получения полноценной и объективной информации о финансовом положении предприятия, состоянии его бухгалтерского учета. Иными словами, стал нужен качественный аудит, а не формальное аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности. Поэтому контроль за качеством работы аудиторских организаций и аудиторов чрезвычайно важен.

Наряду с обязательным требованием о создании компенсационного фонда, целесообразно введение механизма страхования профессиональной ответственности с целью обеспечения индивидуальной и коллегиальной ответственности в сфере аудиторской деятельности. При этом целесообразно предусмотреть возможность регресса лицу, причинившему вред, в случае, если страховой случай наступил вследствие его умысла. Размер регрессного требования не может превышать суммы выплаченного страхового возмещения.

Для создания единой модели института саморегулирования в Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос о передаче функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов органу, отличному от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аудиторской деятельности.


Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  2. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, N 49, ст. 6076.
  3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6249.
  4. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 11.07.2011, с изм. от 21.11.2011) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, N 1, ст. 15.
  5. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 27.01.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 30.09.2002, N 39, ст. 3797.
  6. Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 N 180 Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу // Российская Бизнес-газета, N 27, 20.07.2004.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.04.2003 N 4-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной» // Вестник Конституционного Суда РФ, N 3, 2003.
  8. Адамс Р. Основы аудита/пер. с англ. М.: Аудит; Изд. Объединение «ЮНИТИ», 1995.
  9. Аудит: Учеб. для студентов вузов / Под ред. В.И. Подольского. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Аудит, 2008.
  10. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009.
  11. Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2005.
  12. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Контроль качества аудита / Под ред. Бычковой С.М.— М., Эксмо, 2008.
  13. Воронина Л.И. Аудиторская деятельность: Основы организации. М., 2007.
  14. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов/ отв.ред. О.П. Глудкин. М.: Горячая линия -Телеком, 2001.
  15. Данилевский Ю.А.. Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие.-2-е изд., перераб. И доп. М.: ИД ФБК_ПРЕСС, 2007.
  16. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. –М., Русский язык-Медиа, 2005.
  17. Дефлиз Филип Л. и др. Аудит Монтгомери; пер. с англ. -М.: Аудит; ЮНИТИ, 1997.
  18. Джек К. Робертсон. Аудит / Пер. с англ. М., 1993.
  19. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита // Пер. с англ.; предисловие С.А. Стукова -М.: Финансы и статистика; ЮНИТИ, 1992.
  20. Ершова И.В. Предпринимательское право. Учебник. Четвертое издание. М.: Юриспруденция, 2006.
  21. Звороно Л.Ф. Рынок аудиторско — консалтинговых услуг в России. М.: МАКС Пресс. 2002.
  22. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. К.И. Батыра. 5-е изд. перераб. и доп. — М: Проспект, 2008.
  23. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. М. 1996.
  24. Кизь В.В. Методические основы оценки качества аудита. Дисс. к.э.н. Новосибирск. 2003.
  25. Лабынцев Н.Т., Ковалева О.В. Аудит: теория и практика. М., 2000.
  26. Пятенко С.В. Организация работы аудитора и консультанта: Учебно — практическое пособие. — М.: Издательский Дом «ФБК — Пресс», 2004.
  27. Российское предпринимательское право: Учебник / Под ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой. М.: 2006.
  28. Солодов А.К. Рынок, контроль и аудит. Вопросы теории и практики. Воронеж. 1993.
  29. Суйц В.П., Шеремет Л.Д., Аудит. М., 2007.
  30. Чупрова Е.А. Актуальные проблемы аудиторской деятельности в России // Современные проблемы бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа: материалы 62-й ежегодной научной конференции профессорско-преподавательского состава аспирантов   и  64-й  ежегодной   научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов. Иркутск. 2003. С. 193.
  31. Антонов И.В. Концепция контроллинга и практика применения // МСФО и МСА в кредитной организации, N 3, 2008.
  32. Бурцев В.В. Внутренний контроль в организации: методологические и практические аспекты / В.В. Бурцев // Аудиторские ведомости. — 2002. — N 8.
  33. Голубева Н.А. Природа аудита // Международный бухгалтерский учет, 2007, N 4
  34. Звороно А.Ф.Сущность и специфика современных аудиторских услуг // Налоговый вестник, 2002, N 7.
  35. Кондрат Е.Н. Создание единой правовой основы регулирования финансового контроля как условие обеспечения финансовой безопасности государства // Административное и муниципальное право. 2011. N 3.
  36. Коржова Е. Саморегулируемые организации // Управление персоналом. 2010. N 8.
  37. Полисюк Г.Б., Чистопашина С.С. Место и роль внутреннего аудита в системе внутрифирменного контроля // Все для бухгалтера. 2010. N 7.
  38. Лаврова В. Вы еще не в СРО? Тогда мы идем к вам // Саморегулирование & Бизнес, №5, 2010.
  39. Мельник М.В., Когденко В.Г. Методология аудита: развитие новых направлений // Аудиторские ведомости, 2005, N 10.
  40. Обзор состояния саморегулируемых организаций в России // Саморегулирование №1, 2011.
  41. Яковлева К.А., Валюжинич П.М. Практика саморегулирования // Арбитражный управляющий. 2011. N 1.
  42. Основные показатели деятельности саморегулируемых организаций аудиторов В 2011 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/04/Osnovnye_pokazateli_deyatelnosti_SROA_v_2011g.doc, свободный. — (Дата обращения — 15.01.2012).

 

 

Оставить комментарий