Основная часть

1 Формирование методик выявления самооценки на основании изучения психологической литературы

Современные подходы в психологии включают в систему внутренней поведенческой регуляции поведения: эмоционально — волевые особенности личности, ценностные ориентации, самооценку (Г.М. Андреева), установки (Д.Н. Узнадзе), отношение (В.Н. Мясищев), направленность, интересы, внутреннюю позицию личности (Л.И. Божович), которые объединены в диспозиционной концепции[1].

В отечественной психологии, в трудах Б.Г.Ананьева, А.В.Захаровой, И.С.Кона, С.Я.Рубинштейн, А.Г.Спиркина, В.В.Столина, И.И.Чесноковой, Л.И.Авдеевой и др. самооценка является стержневым компонентом, входящим в самосознание индивида.

Воспитание детей-инвалидов представляет определенные сложности как для родителей, так и для персонала воспитательных учреждений. Можно существенно облегчить проблемы развития, избежать инвалидизации; дети не “выпадают” из обычного детского сообщества, их родители освобождаются от необходимости неотрывно находиться рядом с ребенком.

Прежде всего, хотелось бы разделить понятие «ребенок-инвалид» на две категории. Одна группа детей-инвалидов — это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими недостатками или умственно отсталые дети. Опыт работы с этой группой детей хорошо описан в специальной литературе и показано, что творческий потенциал таких детей огромен. Их работы представляют значительную художественную ценность. А эффект от работы сказывается на процессе лечения детей. Другая группа детей — это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Работа с такими детьми является серьезной педагогической и медицинской проблемой.

Дети той и другой групп, с самыми разными диагнозами, в различном возрасте попадают на больничную койку порой на много месяцев, а то и лет. Их мир оказывается сужен до размеров комнаты, а число лиц, с которыми дети общаются, сокращается до двух-шести человек. Искусство в работе с такими детьми порой становится единственно возможным способом творческого развития.

При помощи умело подобранных методов реабилитационный процесс достигает цели, обеспечивая восстановление тех или иных способностей человека к нормальному социальному функционированию. Комплексное осуществление социальной адаптации позволяет восстановить не только здоровье, трудоспособность, но и социальный статус лица, его правовое положение, морально-психологическое равновесие, веру в успех, в свои силы и возможности.

По сравнению с коррекцией терапия направлена на более продолжительное и существенное воздействие на социальный объект с целью его социального оздоровления. Это система профессионального воздействия на состояние, поведение, психику лица (группы лиц) с целью их социального и психологического оздоровления, устранение устойчивых нарушений в социальном функционировании. В том случае, когда социально-терапевтическое воздействие направлено на психику, под социальной терапией вполне правомерно понимать психотерапию. Специфика психотерапии заключается в лечебном характере ее воздействия на психику, а через психику и на организм человека в целом, на его состояние и поведение[2].

Главная проблема, с которой сталкиваются дети-инвалиды, — это непонимание, отторжение от общества, отсутствие общения со сверстниками. Мы боимся их, воспринимая физические изъяны как душевную или умственную неполноценность. Дети-инвалиды чувствуют, что они отторгнуты обществом и находятся в изоляции и это не может не влиять на их самооценку.

[1] Беличева С.А. Социально — педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. — М.: Редакционно — издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. с. 33.

[2] Карабанова      О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: Докт. дис…психол.наук. М., 2002. С. 94.

Формирование методик выявления самооценки на основании изучения психологической литературы — страница 3-4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *