Клинически психогенное патологическое формирование личности по дефицитарному типу проявляется несколькими вариантами. Наиболее часто встречающийся (как при ДЦП,так и у детей с заболеваниями зрения, слуха) астено-невротический вариант проявляется робостью, застенчивостью, чрезмерной чувствительностью и впечатлительностью, неуверенностью в себе, обидчивостью, иногда — заиканием, энурезом, страхом падения, передвижения, высоты. При псевдоаутистическом варианте наблюдается необщительность, усиливающаяся с возрастом ребенка (что свидетельствует о реактивном ее генезе), замкнутость со склонностью к гиперкомпенсаторному фантазированию. Больные часто пишут стихи, ведут дневник; некоторые девочки собирают фотографии балерин. У детей и подростков этой группы раньше наблюдаются осознание дефекта, направленность на его коррекцию[1].

Истероидный вариант характеризуется эгоцентризмом, демонстративностью поведения, избалованностью (формируется при воспитанию по типу «кумир семьи»), лживости. Сексуальные интересы проявляются рано, девушки могут преувеличивать свои привязанности. Компенсация может быть достигнута подбором заданий, позволяющих быть в центре внимания: игра в школьном театре и т.п.. При неустойчивом варианте отмечается недоразвитие волевой деятельности, внушаемость, беспечность, стремление к постоянной смене впечатлений, поверхностность суждений. При возбудимом варианте ведущими признаками являются повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, усиление примитивных влечений и инстинктов.

Анализ данных в равнении уровней социальной адаптированности детей-инвалидов и здоровых детей показывает, проведенный а работе Самооценка детей — инвалидов,  значительно более высокий уровень социальной адапрированности здоровых детей.

Проведенный анализ психологической литературы показал, что как правило детей-инвалидов риска отличает эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, недостаток мотивации в трудных ситуациях, низкая способность к социальной рефлексии и доверию, импульсивность поведения, трудно воспринимающие нормы и правила. В итоге эти дети становятся дезадаптированными сначала в учебной группе, затем социально дезадаптированы. Подобное поведение препятствует формированию моральной зрелости их личности, способствует агрессивному поведению и дефициту социальных компетенций.

У подростков-инвалидов в силу возрастных особенностей групповой уровень идентичности, референтная группа влияет на его восприятие и самооценку. В ученических коллективах устойчивость отношений во многом связана с системой личных отношений и зависит от особенностей личности ученика, а также конкретных требований, предъявляемых к ней. Система отношений складывается на фоне совместной жизни и деятельности школьников, а также особенностей воспитательной работы в ученическом коллективе. Стремление к объединению в группы и его влияние настолько велико и типично в подростковом возрасте, что рассматривается в качестве характерной для этого возраста реакцией, получившей название реакции группирования[2].

Подросток в роли объекта психологического манипулирования характеризуется недостаточной позитивной Я — концепцией, сниженной самооценкой, ориентацией на общение со сверстниками и референтной группой, недостаточной сформированностью коммуникативных навыков. Было выявлено, что величина статуса в деловом взаимодействии положительно коррелирует с такими показателями самоотношения, как самоуверенность, самоценность, самопринятие[3].

 

 

[1] Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 97.

[2] Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. с. 292.

[3] Кайгородов Б.В., Козачек О.В., Меркулова. Связь манипулятивной установки, самоотношения и взаимоотношений 14-15-летних подростков // Психология и школа. 2007. №1. С. 57

Формирование методик выявления самооценки на основании изучения психологической литературы — страница 5-6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *