Формирование методик выявления самооценки на основании изучения психологической литературы — страница 7-8

2 Методы исследования самооценки

В процессе прохождения практики были подобраны методики, изучающие личностные особенности сферы самосознания, межличностных отношений и процессов саморегуляции поведения подростков-инвалидов, которые взаимосвязаны с их самооценкой.

Для изучения самооценки детей инвалидов была использована Методика изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан). Тамара Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила использовать эту методику для исследования представления о счастье. С. Я. Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки. Следует отметить, что диагностические возможности методики значительно расширены по сравнению с оригинальным вариантом интерпретации С. Я. Рубинштейн. В основе расширенной интерпретации лежит опыт собственного клинического использования и преподавания методики в психологическом практикуме.

Несмотря на то, что эта методика – одна из самых простых, у нее есть интересная особенность. Психолог, проводящий исследования самооценки по Дембо-Рубинштейн, вынужден одновременно контролировать несколько процессов. Необходимо поддерживать и направлять беседу и одновременно анализировать ответы, и думать о том, какой вопрос задать дальше, и протоколировать то, что происходит между ним и пациентом. Благодаря этому методика позволяет получить важный навык концентрации на клиенте.

Хотя данная процедура исследования самооценки основана на прямом самоотчете испытуемого, способности сознательной рефлексии, целый ряд диагностических параметров относится к мало осознаваемым аспектам Я-концепции. Как следует из теории защитных механизмов Я-концепции, традиционно относящихся к неосознаваемым аспектам Эго, с большой долей вероятности можно полагать, что именно искажения1 самооценки в наименьшей степени доступны осознанию со стороны испытуемого.

Поскольку в процессе исследования психологической литературы было выявлено влияние тревожности подростка – инвалида на его самооценку, то была выбрана методика исследования тревожности. Проведенный анализ показал возможность использования методики оценки уровня реактивной и личностной тревожности (авторы — Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин). Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Тест можно использовать для саморегуляции в целях руководства и психокрррекционной деятельности. Опросник допускает индивидуальное и групповое использование. Текст методики зачитывается или предъявляется испытуемому списком на заранее подготовленных бланках. Продолжительность обследования составляет примерно 5-8 мин.

Поскольку психологами выделен специфический вид тревожности — самооценочная тревожность относительно будущего, которая является следствием расхождения между подструктурами Я-концепции: «Я-желательное» и «Я- возможное», то в процесс исследования была включена методика Опросник оценочной тревожности (Ч.Д. Спилбергера в адаптации В.Н. Карандашева).

Так как в процессе учебной деятельности подростка инвалида особое внимание придается адаптации подростка, то для изучения уровня адаптации была использована методика для изучения социализированности личности учащегося (по Рожкову Н.И.). Цель диагностики: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и  нравственности подростка инвалида.

 

 

Оставить комментарий