Анализ деятельности маркетинговой службы ОАО Ключевской Элеватор — страницы 12-15

В рамках ревизии маркетинга проводится детальный анализ информационной базы планирования, контроль целей и стратегий, мероприятий маркетинга, организационных процессов и структур.

Предприятие может проводить ревизию маркетинга как собственными силами (внутренний аудит), так и привлекая для этой работы независимых экспертов (внешний аудит).

1.1        Служба маркетинга, ее роль и место в деятельности предприятия

Бизнес нацелен на получение прибыли. В конечном счете прибыль обеспечивается за счет разницы между ценой покупки и ценой продажи. Получение этой разницы зависит от ряда условий. Прежде всего можно, используя благоприятную конъюнктуру рынка, купить дешевле, а продать дороже. Однако в условиях насыщенного рынка, высокой конкуренции и возможностей выбора обеспечение долговременной доходности невозможно без создания ценностей и выгод для потребителей, лучше, чем это делают конкуренты. По существу, именно этим и занимается маркетинг.

Основу маркетинга составляет тщательно продуманная философия эффективной и социально ответственной деятельности предпринимателей. Определяя для себя  пути достижения желаемых уровней сбыта продукции, каждый предприниматель должен решить, какую концепцию маркетинга он для себя примет.

Концепции маркетинга — это определяющие положения, характеризующие оптимальную ориентацию рыночной деятельности любого предприятия на отдельных этапах его развития. Выделяют следующие концепции маркетинга: производственную, товарную, сбытовую, маркетинговую, социально-ответственную. К данным концепциям можно добавить концепцию социально-экономическую[1]. Эти концепции усиливают социальную ответственность перед обществом и перед персоналом предприятия и могут быть наиболее эффективно реализованы в российских условиях (рис. 1.3).

Организационно-экономический механизм маркетинга – это целостная совокупность инструментов маркетинга, направленная на повышение результативности работы предприятия, его рыночной устойчивости и максимальное удовлетворение запросов общества[2].

Главное предназначение маркетинга– связать производителя и потребителя, помочь им найти друг друга. Решение этой задачи связано с целеполаганием. При этом под целью следует понимать определенный количественный или качественный результат, которого следует достичь к определенному моменту времени. Цели должны формулироваться таким образом, чтобы их можно было выразить количественно. Они должны быть мобилизующими, достижимыми, ранжируемыми, контролируемыми и одобренными организацией.

В системе маркетинговой деятельности как концепции управления рынком к функциям маркетинга относится создание условий эффективного функционирования рынка на основе соблюдение интересов производителя и потребителя.

Физическую основу маркетинговой системы образуют потребители, организации, предприятия переработки, дистрибьюторные и информационные подсистемы. Потребителями являются отдельные физические лица и предприятия, использующие товары предприятия.

 

Рис. 1.3. Схема маркетинговой деятельности предприятия

 

Таким образом, модель маркетинговой системы позволяет сформулировать следующие функции маркетинговой службы:

  • анализ внешней среды (рынков, товаров, потребителей и конкурентов)
  • анализ внутренней среды
  • формирование концепции нового товара
  • планирование жизненного цикла товара
  • формирование спроса и стимулирование сбыта продукции
  • формирование ценовой политики
  • информационное обеспечение маркетинга

Основываясь на принципиальной методологии маркетинга как рыночной концепции управления производством и сбытом, можно рассмотреть универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций. Этот подход состоит в выделении комплекса функций маркетинга, который структурно может быть представлен следующим образом[3].

  1. Аналитическая функция
  • Исследование рынков продукции.
  • Выявление целевых рынков.
  • Исследование собственных возможностей в соответствии с требованиями рынка и собственными целями.
  • Анализ требований и предпочтений потребителей относительно товара, цен, сбыта, коммуникаций.
  1. Стратегическая функция
  • Сегментирование целевых рынков, замеры и прогнозирование спроса на продукцию.
  • Выбор целевых сегментов рынка и стратегии поведения предприятия.
  • Обеспечение прибыли от реализации товаров и услуг и финансовой стабильности функционирования предприятия.
  1. Производственная функция
  • Позиционирование товара на рынке.
  • Разработка новых товаров и усовершенствование уже выпускающихся (их дизайн, внешний вид и др.) в соответствии с принятой стратегией управления качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
  • Изготовление повторной партии пользующейся спросом продукции.
  • Организация материально-технического снабжения.
  • Формирование затрат на производство товаров с учетом ценовых предпочтений потребителей и издержек конкурентов.
  1. Сбытовая функция
  • Организация системы товародвижения.
  • Организация сервисного обслуживания.
  • Организация целенаправленной товарной, сбытовой и ценовой политики с учетом результатов сбыта.
  1. Стимулирующая функция
  • Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта.
  • Выбор видов рекламы, темы и девиза рекламной кампании, средств рекламы.
  • Создание образа предприятия.
  • Планирование личной продажи.
  • Выбор наиболее эффективного продвижения.
  1. Функция управления и контроля
  • Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии.
  • Информационное обеспечение управления.
  • Организация контроля: обратные связи, контроль всех мероприятий, пробный маркетинг.
  • Контроль за издержками на всех этапах производства и сбыта.

[1] Зайцев В.А. «Маркетинг»  Маркетинг. Учебное пособие,– М.: ГИНФО, 2009. С. 13.

[2] Филиппова О.Н. Оценка уровня управления маркетингом на промышленном предприятии // «Управление персоналом», № 10 (164), 2007.

[3] Перлов В.И. Маркетинг на предприятии отрасли печати: Учебное пособие для вузов -М.: Издательство МГУП, 2000. С. 45.

Оставить комментарий