Сотрудничество России с международными организациями — страница 5-6

Глава 1               Теоретические аспекты сотрудничества России с международными организациями

1.1        Понятие международной организации, ее признаки и классификация

Характерной чертой современных международных отношений является все более возрастающая роль международных организаций как одного из основных способов регулирования и развития отношений между государствами. Как писал Г.И. Тункин, «международные организации стали постоянным и весьма важным явлением международной жизни»[1].

В прошлом государства для решения своих проблем в основном ориентировались на двусторонние отношения. Но со временем в результате появления все новых вопросов, в регулировании которых были заинтересованы все государства международного сообщества и которые представляли угрозу для всего человечества, двусторонние отношения стали неспособными обеспечить не только общие интересы, но также и индивидуальные интересы государств.

На современном этапе получило развитие многостороннее сотрудничество, которое требует более высокого уровня международно-правового регулирования. В результате чего начали создаваться международные организации, и прежде всего в тех специальных областях, которые наиболее нуждались в регулировании.

Надо заметить, что единой концепции международных организаций не существует. Само понятие «международная организация» устоялось, но, по-видимому, требуется его дальнейшее уточнение.

В литературе доминирует расширительный подход к определению международных организаций, к которым относят относят

  1. «классические» межправительственные организации, такие как ООН, Всемирный почтовый союз, НАТО, Совет Европы;
  2. межгосударственные интеграционные объединения наподобие ЕС, СНГ и АТЭС;
  3. неправительственные организации международного характера[2].

Особое место в международных отношениях занимают «международные межправительственные организации (ММПО). Одним из главных отличий ММПО от других многосторонних объединений государств является наличие у них международной правосубъектности.

Э.С. Кривчикова понимает под «международной межправительственной организацией» такое «объединение государств, которое основано международным договором для достижения общих постоянных целей на основе сотрудничества и совместных действий при уважении суверенитета государств-членов, имеющее постоянные органы, устав, структуру и другие организационные институции и цели, соответствующие по своему созданию и деятельности общепризнанным принципам и нормам, закрепленным в Уставе ООН»[3].

И.И. Лукашук отмечает, что «международная (межправительственная) организация — организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации»[4].

А.Я. Капустин определяет международную межправительственную организацию как «добровольное объединение независимых государств, созданное на основе международного соглашения, которое устанавливает цели и принципы объединения, наделяет его независимыми, постоянными органами (организационной структурой), предназначенными отстаивать коллективные интересы и способными выражать волю объединения, юридически отличную от воли его членов, или, иными словами, имеющими и осуществляющими самостоятельные права и обязанности, отличные от прав и обязанностей государств»[5].

[1] Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2000. С. 268

[2] Зайцева О. Г. Международные межправительственные организации. М., 2004. С. 8.

[3] Кривчикова Э.С. Основы теории права международных организаций: Учебное пособие. М.: МГИМО, 1979. С. 22

[4] Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М.: Бек, 1997. С. 93.

[5] Капустин А.Я. Понятие, предмет, источники и субъекты права международных организаций // Лекции по актуальным проблемам международного и европейского права. СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2004. С. 133.

Оставить комментарий