Сотрудничество России с международными организациями — страница 17-18

Придавая большое значение проблемам устойчивого развития, руководство государства считает, что без кардинального изменения нынешнего международного торгово-экономического сотрудничества прогресс в отношениях между странами невозможен[1].

Международные финансовые институты переживают глубокий кризис, вызванный глобальным финансовым кризисом, который по большому счету так и не преодолён. В первую очередь это проявляется в утрате доверия к их способности адекватно реагировать на вызовы времени. Ставится под сомнение способность ООН, МВФ, Мирового банка противостоять глобальному кризису.

Хроническое течение кризиса в мировой экономике подтверждает тезис о неспособности МВФ и Всемирного банка предотвращать локальные финансово-экономические кризисы в различных странах мира. В течение уже достаточно длительного срока мы с вами наблюдаем исчезновение влияния ОПЕК на цену нефти, а «ипотечный» кризис заставил усомниться в способности ФРС влиять на мировую экономику. Необходимо признать, что само влияние надгосударственных институтов заменяло данным институтам легитимность.

«Мировой кризис все больше и больше отрицает, казалось бы, стабильные и практичные финансовые, экономические и политические теории. Все больше чувствуется беспомощность данных систем в урегулировании ситуации. Мир вступил в период глубокого дисбаланса, в котором ни одно государство не может противостоять силе мировых финансовых рынков и в котором почти не существует институтов, создающих международные нормы. Механизмов коллективного принятия решений в области мировой экономики просто-напросто не существует», — пишет В. Загорча[2].

Одна из главных проблем современности заключается в том, что действующие глобальные надгосударственные институты в условиях роста глобализации не способны предотвратить мировой кризис. Одно из заявлений саммита G8 начинается словами: «Мы, главы государств и правительств восьми главных [major] промышленно развитых демократий…»[3]. Сейчас G8 трансформируется в G20, однако существуют сомнения в способности этих групп к активным действиям.

Помимо этого, надо признать, что авторитет России на международной арене существенно упал в результате того, что политическая и судебно-правовая система нашей страны дает очень много поводов к международному оспариванию ее решений[4].

Кроме того, на международной арене укрепляется роль неформальных организаций. Давосский экономический форум, Бильдербергский клуб, Трехсторонняя комиссия находятся в фокусе внимания лишь узкого круга интеллектуалов с конспирологическим мышлением. Но мировой кризис потребует новые, легитимные в глазах всего человечества надгосударственные регулирующие институты. Иного выхода из Первой глобальной Великой депрессии просто не существует[5].

Таким образом, формирующаяся надгосударственная власть проходит в настоящее время самый сложный период в своей истории. Приоритетами российской внешней политики в сфере международных экономических отношений в настоящее время является содействие инновационному развитию национальной экономики и её переходу на рельсы модернизации, формирование благоприятного климата для роста иностранных, прежде всего прямых инвестиций, обеспечение экономической безопасности страны, создание справедливой международной торговой системы, полноправное участие Российской Федерации в международных экономических организациях, диверсификация российского присутствия на мировых рынках при расширении географии внешнеэкономических связей и номенклатуры экспорта.

[1] Костин А.А. Торгово-экономические отношения России: современные тенденции и перспективы развития // Внешнеторговое право, 2007, N 2.

[2] Маслов О. Глобальные надгосударственные институты и их легитимность в преддверии Первой глобальной Великой депрессии [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.polit.nnov.ru, свободный. — (Дата обращения — 02.04.2012)

[3] Коммюнике глав государств и правительств «Группы восьми» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kongord.ru/Index/Prison/g8genova.html, свободный. — (Дата обращения — 02.04.2012)

[4] Зорькин В.Д. Вызовы глобализации и правовая концепция мироустройства // Журнал конституционного правосудия. 2010. N 5.

[5] Солодухин К.А. Надгосударственная власть и первый глобальный финансовый кризис // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 9.

Оставить комментарий