Поступательно развивалось, приобретало более широкий характер сотрудничество в формате БРИК (БРИКС). В результате совместных усилий стран БРИК, выступающих с общих или близких позиций в «двадцатке», удалось выработать компромиссное решение по одному из важнейших вопросов перестройки международной финансовой архитектуры – реформе МВФ. Общая доля стран БРИК в Фонде в результате увеличилась с 10,71% до 14,18% и приблизилась к блокирующему пакету (15%). Кроме того, Бразилия, Россия, Индия и Китай вошли в число первых десяти стран в МВФ по размерам квоты.

1.1        Сотрудничество в сфере урегулирования военных конфликтов

В последние годы резко возросло количество миротворческих операций, проводимых как под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН), так и в рамках региональных организаций (СНГ, ЕС, Африканский союз и др.). В различных документах ООН отмечается эффективность и целесообразность такого рода мероприятий.

Деятельность по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, составляющих военные аспекты международного права осуществляется РФ в следующих формах:

  • миротворческая деятельность:
  • операции по поддержанию мира;
  • другие меры, не являющиеся согласно Уставу Организации Объединенных Наций принудительными действиями;
  • международные принудительные действия с использованием вооруженных сил[1].

За время существования ООН имели место несколько случаев применения вооруженных сил для «принуждения к миру», однако роль ООН в подобных мероприятиях вызывает большие сомнения. Первый случай имел место в 1950 году в связи с событиями в Корее. США вмешались в военные действия, начавшиеся между двумя частями корейского государства, на стороне Южной Кореи. Вторично многонациональные войска были созданы в 1991 г. после вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 г.

Всего за время существования ООН проведенj 66 операциq по поддержанию мира. В них участвовали более 1 млн. человек военного, полицейского и гражданского персонала из 119 стран. Погибли в ходе операций 2392 человека, расходы на операции составили 47,19 млрд. долл. США, задолженность государств — 1,54 млрд. долл. США, из которых 958 млн. долл. составляет задолженность США. В настоящее время в 15 текущих операциях по поддержанию мира задействованы 118 756 человек[2]. Утвержденный бюджет на период с 1 июля 2011 года по 30 июня 2012 года: приблизительно 7,84 млрд. долл. США. В целях объективного освещения рассматриваемого вопроса следует отметить, что большинство операций ООН по поддержанию мира не достигли своей цели (операции длятся десятилетиями, а конфликты, как правило, переходят в латентную стадию; при этом ни криминогенная, ни экономическая обстановка не улучшаются), а операции по принуждению к миру вообще в большинстве случаев не носят легитимного характера со стороны ООН[3].

Участие России в миротворчестве ООН остается на уровне достаточно низком для великой державы глобального значения. Из более чем 120 тыс. военного, полицейского и гражданского персонала в проводимых операциях ООН Россия занимала лишь 39-е место по размерам направляемого персонала в 2009 г. (361 человек в 6 операциях) и снизила свое участие до 50-го места (250 человек в настоящее время) в 2010–2011 гг. Из-за низкого уровня российского участия пропорционально ему лишь 3 российских офицера занимают должности в командном составе международного военного миротворческого персонала ООН[4].

[1] Нестеров В.С. Эволюция и практика операций по поддержанию мира под эгидой Организации Объединенных Наций // Право и политика. 2000. N 1.

[2] Цифры и факты По состоянию на 29 февраля 2012 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.un.org/russian/peace/pko/facts.htm#1, свободный. — (Дата обращения — 02.04.2012)

[3] Ермолович Я.Н. О некоторых организационно-правовых вопросах деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности и участию в ней Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах, 2008, N 5.

[4] ОДКБ: Ответственная безопасность / Под общей редакцией И.Ю. Юргенса [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/insor/ODKB.pdf, свободный. — (Дата обращения — 02.04.2012)

Сотрудничество России с международными организациями — страница 25-26
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *