В последнее время отмечается стремление региональных организаций (НАТО, ЕС) взять на себя функции ООН или действовать в обход международных норм, что наводит на мысль о кризисе системы международной безопасности.

При этом диаметрально противоположные мнения России и стран Запада относительно жестоких мятежей и столкновений в Ливии и Сирии являются как причиной, так и следствием ухудшения российско-западных отношений. Россия имеет в Ливии ярко выраженные экономические интересы. В апреле 2008 г. она простила Триполи долги на сумму 4,5 млрд. долларов США, существовавшие еще со времен Советского Союза. В ответ на это российские фирмы получили весьма выгодные заказы. До начала гражданской войны эксперты оценивали их стоимость в 10 млрд. долларов: российские фирмы были задействованы в нефтяном секторе, при строительстве высокоскоростной железной дороги из Бенгази в Сирт, а также в оборонной промышленности. Наряду с Алжиром и Сирией, Ливия стала одним из важнейших импортеров российского оружия в регионе. Во-вторых, кризис в Ливии также затронул принципиальные вопросы международного порядка – гуманитарное право на вмешательство и роль ООН и НАТО[1].

Москва сделала попытку выступить в качестве ответственного игрока на международной сцене. Поэтому она была готова пойти на жертвы. Так, 26 февраля 2011 г. она присоединилась к эмбарго на экспорт вооружений в Ливию (резолюция Совета Безопасности ООН от 1970 г.). Государственный монополист в области экспорта вооружений «Рособоронэкспорт» оценил потенциальные финансовые убытки для отечественной оборонной промышленности в 4 млрд. долларов.

С началом военной операции в Ливии РФ в значительной степени утратила политический вес в регионе. В отличие от конфликта в Ливии, с начала протестов в Сирии в мае 2011 г. Россия недвусмысленно выступает в роли защитника правящего режима. При этом она сознательно идет на риск открытого конфликта с США и европейскими странами. В 2009 году объем российских инвестиций в Сирию составлял 19,4 млрд. долларов. Дамаск также воспользовался возможностью прощения долгов: в январе 2005 г. Москва списала Сирии 73% долгов, общая сумма которых равнялась 13,4 млрд. долларов[2].

РФ до сих пор блокирует в Совете Безопасности ООН – за счет осуждения в одностороннем порядке или ввода санкций – все проекты резолюций, которые могут быть истолкованы как оправдание «ливийского решения» или оказывают давление на правительство Асада.

1.1        Сотрудничество в правоохранительной сфере

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью представляет собой урегулированную нормами международного и внутригосударственного права совместную деятельность субъектов международного права и внутригосударственных правоотношений по обеспечению правовой защиты личности, общества, государства и мирового сообщества от международных и имеющих международный характер преступлений, а также транснациональных преступлений, посягающих на внутригосударственный правопорядок[3].

Особая роль в таком сотрудничестве принадлежит международным организациям, наделенным специальной компетенцией в сфере борьбы с преступностью.

[1] Кляйн М. Россия и «арабская весна» Внешне- и внутриполитические задачи // SWP-Aktuell #1. Январь 2012

[2] Почему Россия блокирует международные действия против Сирии («Christian Science Monitor», США) [Электронный ресурс] — Режим доступа:  http://www.inosmi.ru/asia/20110920/174897738.html, свободный. — (Дата обращения — 02.04.2012)

[3] Волеводз А.Г. К вопросу о сущности и содержании международного сотрудничества в борьбе с преступностью // Международное уголовное право и международная юстиция. 2007. N 1. С. 11 — 20.

Сотрудничество России с международными организациями — страница 27-28
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *