Профессиональное образование очень популярно в мире. В настоящее время оно используется в большей степени, чем среднее образование. Но педагогический прогноз предсказывает интеграцию традиционного и дистанционного образования, во всяком случае в старших классах школы и в высшем образовании. Спрос на дистанционное образование в обществе высок. Для этого существуют социальные, экономические и культурные причины.

В настоящее время преподаватели в разных странах считают, что дистанционное образование является новой формой в системе образования, которую можно использовать на протяжении всей жизни. Это процесс обучения и образования, в котором основным принципом является взаимодействие между преподавателем (или наставником, как его чаще называют), учащимися или студентами. Будучи таковым, оно предполагает те же цели, стандарты и содержание, что и базовое образование, если мы не имеем в виду профессиональное обучение. Идеи конструктивизма и критического мышления также признаны здесь приоритетными. Основные педагогические технологии, используемые в дистанционной форме обучения, в основном такие же, как и в очной форме обучения, но они реализуются с помощью интернет-технологий, что придает им особые характеристики.

Содержание образования также структурировано под влиянием интернет-технологий. Тем не менее методы дистанционного обучения вполне узнаваемы: базовая лекция, кооперативное или совместное обучение в малых группах, метод проекта, дискуссии, мозговой штурм и т. д.

Не так давно некоторые педагоги считали дистанционное образование либо модификацией соответствующих курсов, либо самообразованием. Существует множество таких курсов в Интернете. Практика многих стран показывает, что большинство студентов разных возрастов предпочитают учиться у преподавателя, наставника. Дистанционное образование, благодаря возможностям интернет-ресурсов и различных технических средств, дает хорошую возможность студентам для консультаций с высококвалифицированными специалистами, которые проводят дистанционные курсы, делятся своими взглядами с коллегами по курсу, получают доступ к библиотекам, музеям, базам данных, чего они, конечно, не могут иметь в традиционном образовании.

Однако эффективность дистанционного обучения, очной форм обучения или других форм обучения, зависит от определенных факторов. Первой и самой важной проблемой для многих стран является законность дистанционного образования. Многие педагоги должны признать, что работодатели довольно скептически относятся к сертификатам дистанционного образования. По-видимому, они определяют дистанционное образование как самодеятельные курсы, которые невысоко оценены обществом. В действительности эффективность дистанционного обучения может быть даже выше, чем очных форм обучения. Опять же все зависит от многих факторов. Профессионализм сотрудников и управление очень важны. Интернет может способствовать решению этой проблемы с помощью телеконференций, на которых преподаватели из разных стран могут делиться своим опытом на организованных для этой цели веб-сайтах и ​​т. д. Порталы виртуальных школ и университетов также могут быть полезны, поскольку они могут привлекать высококвалифицированных специалистов из научных центров, школ и университетов.

Многие указывают на проблему стоимости. И они правы, по крайней мере для тех стран, где школы и университеты не имеют свободного доступа в Интернет, где большинство студентов не могут позволить себе доступ к Интернету со своих домашних компьютеров. Не менее важна проблема качества разработки электронных учебников, дополнительных учебных материалов. Значение этой проблемы очевидно для интернет-ресурсов в целом, но оно чрезвычайно возрастает, когда оно касается системы дистанционного образования.

Для разработки электронных учебных материалов требуется командный подход. Это означает, что в отличие от печатных средств, электронные требуют для своего развития разных специалистов: экспертов по предмету, методистов, программистов, дизайнеров. Эти образовательные продукты всегда сложны.

Следует иметь в виду, что ведущие специалисты в этих группах являются предметными специалистами и методистами, что означает преобладание педагогических идей.

В дистанционном образовании существуют еще две проблемы: психологическое взаимодействие участников и языковой барьер. В отличие от общения лицом к лицу, дистанционное общение имеет свои психологические особенности. Участники не видят друг друга, если не используются видеоконференции. С одной стороны, это стимулирует свободу самовыражения, а с другой — иногда приводит к нежелательным высказываниям, поведению, которые могут вызывать недоразумения и даже конфликт. Это более важно, когда формируются небольшие группы сотрудников. Задача ожидает изучения и экспертизы специалистов.

Что касается языка, то также делает невозможным дистанционное обучение для всех тех, кто хочет получить образование не только в своей стране, но и в каком-то иностранном образовательном учреждении — ему нужно для изучения языка время. Большая часть информации в Интернете на английском языке. Английский язык становится доминирующим в Интернете, однако информационное пространство других стран стремительно развивается. Таким образом, изучение не одного, а двух и более иностранных языков оказывается очень актуальной проблемой для систем образования всех стран. Это было одной из причин, по которым ЮНЕСКО назвала XXI век — веком полиглотов. Конечно, затронуть все вопросы, возникающие при использовании интернет-ресурсов в дистанционном образовании нельзя. Опыт разных стран в этой сфере недостаточен, но уже можно оценить огромные возможности, предоставляемые новыми информационными технологиями. Вопрос заключается в том, как их эффективно использовать, имея в виду не только их позитивные аспекты, но и проблемы, возникающие в сфере образования при использовании этих технологий, с тем чтобы иметь возможность их решать и, следовательно, повышать эффективность реализации их позитивных аспекты. Новые технологические достижения предоставили нам новые возможности для решения педагогических проблем, и мы не должны упускать шанс реализовать их наиболее эффективно.

Проблемы использования дистанционного образования

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *