Таким образом, обобщающие показатели характеризуют качество продукции независимо от того, какого она вида или назначения, в то время как частные показатели качества свидетельствуют о технических и потребительских свойствах продукции.

Анализ качества продукции в основном связан с использованием специфичных для производимой продукции показателей качества. Выделяют прямые и косвенные показатели качества продукции. В свою очередь, прямые показатели подразделяются на обобщающие и индивидуальные.

Таблица 1.1 — Основные показатели качества продукции[1]

Наименование показателя Формула расчета Интерпретация
Число поданных рекламаций Количество претензий со стороны покупателей
Доля сертифицированной продукции Стоимость продукции, прошедшей сертификацию / Готовая продукция Доля продукции, прошедшей сертификацию
Стоимость зарекламированной продукции в действующих ценах Стоимость продукции, произведенной в исследуемом периоде, на которую были получены рекламации
Удельный вес зарекламированной продукции Стоимость зарекламированной продукции в ценах исследуемого периода / Готовая продукция исследуемого периода в ценах исследуемого периода Удельный вес продукции, произведенной в исследуемом периоде, на которую были получены рекламации
Число повторных покупок По данным оперативного учета или исследований Число решений о покупке, принятых после детального ознакомления с продукцией организации
Оценка покупателями качества продукции По данным исследований Оценка восприятия покупателями качества продукции

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения (например, удельный вес продукции высшей категории качества). Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств (полезность, надежность и т.д.). Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака. В частности, для промышленной продукции индивидуальными показателями качества могут быть такие характеристики, как отклонения от нормативных размеров, шероховатость поверхностей, твердость материала и др. Наиболее общие индикаторы качества продукции в основном связаны с получением обратной связи — со стороны покупателей, контролирующих органов или подсистем организации (табл. 1.1). При этом, возможно, потребуются специальные исследования для выявления состава показателей, по которым клиенты оценивают качество продукции и обслуживания, предоставляемых организацией.

Выводы по первой главе.

Качество производимых продуктов фирмы — интегральный показатель, определяемый сравнением технических характеристик выпускаемых предприятием продуктов и аналогичных продуктов конкурентов фирмы, а также уровнем удовлетворенности товарами и услугами конечных покупателей и пользователей продукции.

Качество продукции зависит от огромного количества параметров, в частности от квалификации работников предприятия

Высокие результаты качества продукции компании можно получить только при комплексном подходе: путем последовательной реализации уже разработанной стратегии фирмы, при успешном текущем функционировании всех подразделений фирмы, в частности группы маркетинга, которая отвечает за обратную связь с покупателями и конечными пользователями продукции фирмы.

[1] Гиляровская Л.Т., Спицын А.А. Анализ и оценка комплексных результатов операционной деятельности  // Современный бухучет, 2005, N 3.

Анализ качества продукции — страницы 16-17

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *