Введение 2 Глав Влияние интернета на психику человека. 4

Содержание
Глава1. Влияние интернета на психику человека. 1.1 Информационно-психологическое воздействие с помощью глобальных сетей.
Список литературы
Подобный материал:

Введение 2

Глава1. Влияние интернета на психику человека. 4

1.1 Информационно-психологическое воздействие с помощью глобальных сетей. 4

Заключение 6

Список литературы 8



Введение



Резкая интенсификация коммуникационных процессов вследствие широкомасштабного использования компьютерных технологий привела к образованию принципиально новых каналов влияния на социально-политическое и экономическое развитие общества. С появлением интернета возникла новая, универсальная интерактивная информационная среда, все настойчивее заявляющая о себе как об инструменте влияния на общество.

Повышение уровня оперативности обмена информацией, “прозрачности” и доступности последней для всех участников сети, уникальная возможность генерировать информационные потоки в обход государственных структур — все эти и другие очевидные возможности интернета обычно трактуются как важнейшие предпосылки для создания, информированного общества. Вместе с тем при построении теоретических моделей нового общества нередко вытесняются на задний план вопросы безопасности, качественно новые вызовы и угрозы, порождаемые информационной эпохой.

Всемирная сеть представляет собой ни что иное, как расширение человеческой нервной системы. Именно об этом говорил великий канадский ученый Маршалл МакЛюэн (Marshall McLuhan) в далеких 60-х гг. прошлого века. Но тогда его никто не понял.

Канадский филолог МакЛюэн известен своими исследованиями способов влияния различных средств массовой коммуникации и новых технологий на формирование человеческого восприятия и общества. По МакЛюэну, в коммуникативной среде нового, «электронного общества», важной становится не сама информация (message), а средство ее передачи (medium). Эту идею он выразил в знаменитой парадоксальной формуле «the medium is the message». Причем к «медиа» Мак-Люэн относил самые разные достижения цивилизации, например, автомобиль, денежные купюры или электрический свет.

Кроме того, ученый выдвинул теорию о том, что любой предмет, любое технологическое достижение, является своеобразным расширением и совершенствованием человеческих органов. Например, книга является расширением уха, а автомобиль — ног. Об этом он писал в книге «Средства межчеловеческого общения» (1964). После распространения Всемирной паутины, современники, наконец, вспомнили идеи МакЛюэна и теперь его сравнивают не иначе как с Дарвином, Эйнштейном и Фрейдом.

Если бы МакЛюэн жил сейчас (он скончался в 1980 г.), то он бы точно сказал, что интернет — это расширение нашей нервной системы. В начале XXI века это очевидно. Эта тема носит актуальный характер, и поэтому мы выбрали в качестве темы данного дипломного проекта «Интернет-сайт как основное средство информационно-психологического воздействия с помощью глобальных компьютерных сетей».

Целью работы является определение влияния интернета на психику человека.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

1. Рассмотреть влияние интернета на психику человека.

2. Определить влияние информационно психологического воздействия

3. Рассмотреть особенности взглядов на интернет в России, США и Японии.

4. Рассмотреть воздействие языка слов и образов интернета на психику человека.

5. Определить влияние интернета на мышление и воображение человека.

6. Рассмотреть, как развивались мультимедийные сайты.

7. Рассмотреть политический сегмент российского интернета.

8. Дать необходимые рекомендации, которые могут пригодиться при создании интернет – сайта.


Глава1. Влияние интернета на психику человека.
^

Глава1. Влияние интернета на психику человека.

1.1 Информационно-психологическое воздействие с помощью глобальных сетей.



В последнее время появляется все больше работ, которые затрагивают лингвистические аспекты проблемы манипулирования массовым сознанием. В сложившейся ситуации Интернет как информационное пространство, где тематика, вид, источник информации могут и должны быть выбраны пользователем, представляет собой весомую альтернативу традиционным СМИ. У. Эко предсказывал разделение общества на два мира: некритичных потребителей готовой аудиовизуальной информации и людей, способных эту информацию отбирать и обрабатывать.

Влияние Интернета на погруженных в его «глубину» людей нельзя не заметить. Оно может быть положительным и отрицательным, но игнорировать его существование просто недопустимо. Исследовать возможные риски, нужно хотя бы для того, чтобы получить «инструкцию по технике безопасности» для этого нового творения человеческих умов.

Необходимо отметить, что в задачи авторов не входит рассмотрение физического воздействия Интернета на человека (какая-то утомляемость, ухудшение зрения, и, как крайний случай, хроническое недосыпание и недоедание - кстати, факторы, в основном, негативные), интерес в основном представляет исследование социально-психологической сферы воздействия Интернета.

Итак, можно выделить два вида влияния Интернета на психику человека: во-первых, позитивное, а во-вторых - создающее проблемы для мира реального, негативное. В некотором роде эти виды влияния близки, поскольку зачастую и положительный эффект «виртуальности» может вызвать негативную реакцию в реальном мире.

Воздействие может идти в нескольких направлениях (градация по субъектам и степени воздействия).

Интернет является принципиально новым средством телекоммуникаций, отличающихся высокой скоростью обмена информацией. В связи с этим возникает новый уровень отношений человека и компьютера, человека и человека посредством компьютера.

Как это сказывается на психике человека? Может наблюдаться заметное повышение скорости и объема восприятия данных, открытие новых возможностей человеческого мозга, принципиально новое восприятие прежней информации.

Человек может быть одной личностью в «новой реальности», может быть несколькими, может быть любого пола, возраста, вероисповедания и проч., если эти характеристики, конечно, уместны и употребим в данной ситуации. «Я - реальный» и «я - виртуальный» - как взаимодействуют эти две категории? Проблема «масок», которые существуют и при отсутствии «виртуальности», а с ней приобретающие еще больший размах и значение.

Наверное, не имеет смысла изучать проблему «виртуальных» взаимоотношений независимо от реальной жизни, поскольку так или иначе, этим двум мирам приходится пересекаться, и, поскольку основная, реальная наша жизнь пока еще не погребена (или раскрепощена) компьютерами, следует все же привязывать «виртуальность» к реальности.

Таким образом, проблемы возникают при пересечении двух реальностей: компьютерной и реальной. Возникают следующие вопросы.

  • Возможно, и необходимо ли влияние Интернета на реальную жизнь?
    Если да, то в какой форме?

  • Как влияют межличностные отношения в Интернете на мировоззрение человека?

  • Кроме умственного развития, достигается ли еще и интуитивно-эмоциональное совершенствование?

В самом общем виде интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" (Griffits, 1996). Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".

Заключение



Термин "интернет-зависимость" предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций.

Для зависимого типа личности свойственны страх одиночества (страх быть покинутым) и желание избежать его, часто бывает социальная дезадаптация, которая характеризуется узким кругом общения (возможно общение со многими людьми, но очень поверхностное), не умением высказать, поделиться своими переживаниями с окружающими, не достатком близких отношений, импульсивностью, не умением спланировать свое время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать свою деятельность (как следствие возможно отсутствие постоянной работы). Эти люди, часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие пребывают в состоянии депрессии.

Таким образом, благодаря общению в Интернете люди, склонные к созданию зависимостей, компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности.

Интернет - сайты — питательная среда для идентичности, поскольку идентификация происходит в ходе коммуникации. Благодаря коммуникации выясняются и определяются общность и различие. Интернет - сайт — это некая целостность, некий предмет, безусловно, являющийся продуктом воображения, чьи образы организуются благодаря множественным процессам отождествления и различения, которые первоначально имеют своими объектами индивидуумов, впоследствии же подключают к операциям воображения и виды, представляющие собой образы сайта или, по терминологии Б. Андерсона, воображаемые сайты.

Интернет-зависимость является одним из способов аддиктивной реализации, характерной для лиц, имеющих определенный преморбидный фон (т.е. личностные особенности, способствующие формированию собственно аддиктивной личности, либо аддиктивной реализации с помощью Интернет у уже сформировавшегося аддикта). Вряд ли стоит ожидать широкого распространения интернет-зависимости, о котором нас предупреждали СМИ, учитывая данные об этиологии и эпидемиологии данного расстройства, однако такие пациенты уже существуют "здесь и сейчас" и с течением времени меньше их не станет.

В данном дипломном проекте мы постарались раскрыть все аспекты интернет – зависимости, которая влияет на психику человека.
^

Список литературы



1. Маклуэн М. С появлением спутника планета стала глобальным театром, в котором нет зрителей, а есть только актеры // Кентавр. 1994. №1

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1970.

3. Галкин Д. Виртуальный дискурс в культуре постмодерна // Критика и семиотика. 2000. № 1-2

4. Акчурин И.А. Виртуальные миры и человеческое познание // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб, 2000

5. Иванов Д.В. Эволюция критической теории общества / Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. социолог. наук. СПб., 1998

6. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу // Новое литературное обозрение. 1998. № 32

7. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996

8. Субботин М.М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму "грамматологии" Ж. Деррида // Вопросы философии. 1993. № 3

9. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. М., 1991

10. Сепир Э. Коммуникация // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993

11. Хабермас Ю. Моральное познание и коммуникативное действие. СПб., 2000

12. Лиотар Ж.Ф. Состояние Постмодерна. М., СПб., 1998

13. Хайм М. Метафизика виртуальной реальности // Исследования по философии современного понимания мира. Вып. 1. М., 1995

14. Быченков В.М. Анонимность, безличность, виртуальность // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001

15. Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб., 2001

16. Проекты будущего // Internationale politik. 1999. № 12

17. Штихве Р. К генезису мирового общества - инновации и механизмы // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том II. № 3

18. Современный философский словарь. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск, 1998

19. Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества //

20. Батыгин Г.С. Социология интернет: наука и образование в виртуальном пространстве batygin@isras.rssi.ru

21. Емелин В.А. Гипертекст и постгутенберговая эра // hipertext.php

22. Купер И.Р. Гипертекст как способ коммуникации // bull/18.php

23. Луман Н. Невероятность коммуникации // publication /pts/luman_c.php/

24. Луман Н. Решения в "информационном обществе" // http://

25. Степаненко Е.А., Степаненко С.Б. Интернет как явление культуры: тексты в сетевом контексте // Аргументация, интерпретация, риторика. Электронный журнал. Вып.1

26.