Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки в 9-ом классе по математике «В бесконечном мире задач»

Содержание
Пояснительная записка
Цель курса
Тематическое планирование элективного курса
Содержание программы элективного курса
1. Квадратные уравнения (7 часов)
2. Функция (4 часа)
3. Уравнения и системы уравнений (4 часа)
4. Степень с рациональным показателем (5 часов)
5. Прогрессии (4 часа)
6. Преобразование тригонометрических выражений (7 часов)
7. История развития математики (3 часа)
Тематика  исследовательских  проектов
Подобный материал:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоильмовская средняя школа Дрожжановского района РТ»




Утверждаю:

Директор МОУ«Новоильмовская средняя школа»

Мискин В.А.


Рассмотрено на заседании МО. Согласовано:

Протокол № 2 от «10» «сентября» 2010 г. Заместитель директора по УР

Председатель МО ________________ /Мискина Е.Н./

_________________/Гафуров Р.З./ «_____» _______________ 2010 г.


Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки

в 9-ом классе по математике

«В бесконечном мире задач».

Учителя Гафурова Р.З.


2010 год

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К элективному курсу предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса «В бесконечном мире задач».

Настоящая программа разработана для обеспечения предпрофильной подготовки в 9-х  классах, для профильного самоопределения.

^ ЦЕЛЬ КУРСА:

·        обобщение, систематизация, расширение и углубление математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности, для продолжения обучения на физико-математическом или технологическом профиле;

·        интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе;

·        формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики.

Курс рассчитан на 35 часа в год, по 1 часу в неделю.

В процессе обучения учащиеся приобретают умения и навыки:

·        преобразования целых и дробных выражений;

·        решения рациональных и иррациональных уравнений, неравенств и  систем;

·        исследования функции;

·        построения графиков;

·        выполнения вычислений;

·        преобразования тригонометрических выражений;

·        сопоставлять, проводить сравнения и аналогии;

·        проводить обобщение, классификацию, систематизацию объектов;

·        переносить знание в новую ситуацию.

Перечисленные умения и навыки формируются на основе знаний о:

·        преобразовании целых и дробных выражений;

·        решении уравнений, неравенств и систем;

·        функциях и их свойствах;

·        преобразовании тригонометрических выражений;

В процессе изучения курса учащиеся самостоятельно знакомятся с деятельностью ученых математиков, внесших значительный вклад в становление и развитие математики. При завершении курса учащиеся должны будут подготовить творческую работу (реферат) по истории развития математики.


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Повторение,решение,закрепление в свете изучения нового»

1.Квадратные уравнения (7 часов)

2. Функция (4 часа)

3. Уравнения и системы уравнений (4 часа)

4. Степень с рациональным показателем (5 часов)

5. Прогрессии (4 часа)

6. Преобразование тригонометрических выражений (7 часов)

7. История развития математики (3 часа)

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА



дата

Тема занятия

Вид, форма деятельности

^ 1. КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ (7 ЧАСОВ)

1

сентябрь

Неполные квадратные уравнения.

Практикум

2

Полные квадратные уравнения. Теорема Виета.

Практикум

3

Дробные рациональные уравнения.

Групповая работа

4

Уравнения, сводящиеся к квадратным.

Практикум

5

октябрь

Исследование квадратного уравнения.

исследование

6

Решение задач

Консультация, обобщение

7

Зачетная  работа

Контроль знаний.

Тестирование

^ 2. ФУНКЦИЯ (4 ЧАСА)

8

октябрь

Квадратичная функция.

Практикум

9

ноябрь

Элементарное исследование функции.

Лекция

10

Элементарное исследование функции.

исследование

11

Зачетная работа

Контроль знаний.

Тестирование

^ 3. УРАВНЕНИЯ И СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ (4 ЧАСА)

12

декабрь

Уравнения высших степеней.

Лекция

13

Системы линейных уравнений.

Групповая работа

14

Нелинейные системы уравнений.

Практикум

15

Зачетная работа

Контроль знаний.

Тестирование

^ 4. СТЕПЕНЬ С РАЦИОНАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ (5 ЧАСОВ)

16

январь

Свойства арифметического корня п-й степени

Практикум

17

Иррациональные уравнения.

Групповая работа

18

Иррациональные неравенства.

Групповая работа

19

февраль

Решение задач.

Консультация, обобщение

20

Зачетная работа

Контроль знаний.

Тестирование

^ 5. ПРОГРЕССИИ (4 ЧАСА)

21

февраль

Арифметическая прогрессия.

Практикум

22

Геометрическая прогрессия.

Практикум

23

март

Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

Практикум

24

Зачетная работа

Контроль знаний.

Тестирование

^ 6. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ (7 ЧАСОВ)

25




Зависимость между функциями одного аргумента.

Практикум

26

март

Формулы приведения.

Практикум

27

апрель

Теоремы сложения.

Практикум

28

Формулы двойного и половинного аргумента.

Лекция

29

Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и обратно.

Практикум

30

Решение задач.

Консультация, обобщение

31

Зачетная работа

Контроль знаний.

Тестирование

^ 7. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИКИ (3 ЧАСА)

32 - 35

май

Великие математики.

Семинар. Защита рефератов

^ ТЕМАТИКА  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ  ПРОЕКТОВ

  1. Архимед – величайший древнегреческий математик, физик, инженер.

  2. Гений XVIII века – Леонард Эйлер.

  3. Николай Иванович Лобачевский – великий реформатор геометрии.

  4. Трагическая судьба Эвариста Галуа.

  5. Математик XIX века Пафнутий Львович Чебышев.

  6. «Принцесса науки» Софья Васильевна Ковалевская.

  7. «Русский Архимед» - Владимир Андреевич Стеклов.

  8. «Острый» гений – Андрей Николаевич Колмогоров.

  9. Математика в Древней Руси.

  10. Системы счисления.

  11. История развития математики на Востоке.

  12. Происхождение мер.

  13. Жизнь и деятельность Пифагора.

  14. Жизнь и деятельность Рене Декарта.

  15. Жизнь и деятельность Франсуа Виета.

  16. Жизнь и деятельность Исаака Ньютона.

  17. Жизнь и деятельность Омара Хайяма.

  18. Математик и богослов – Бонавентура Кавальери.

  19. Гениальный ученый – Михаил Васильевич Ломоносов.

  20. Тригонометрия. Страницы истории.

ЛИТЕРАТУРА

Необходимый материал для проведения этого элективного курса может быть взят из следующих литературных источников:

1. Факультативный курс по математике: Учеб. Пособие для 7-9 кл. сред. шк. /Сост. И. Л. Никольская.- М.: просвещение, 1991.

2. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учеб. Пособие для учащихся шк. И классов с углубл. изуч. Курса математики/ М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. - М.: Просвещение, 1992.

3. Алгебра: Для 8 кл.: Учеб. Пособие для учащихся шк. И классов с углубл. изучен. Математики/ Под ред.Н.Я.Виленкина.-М.: Просвещение,1995.

4. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия: Учеб. Пособие/ В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович.-М.: Просвещение,1991.

5. Дидактические материалы к урокам алгебры в 8-9 классах.-Ростов н/Д: Феникс, 2003.(Серия «Школа радости».)

6. Математика. Пособие для углубленного изучения математики для учащихся средних школ и поступающих в технические университеты.-М.: БРИДЖ,1994.  

7. Журналы «Математика в школе»

8.Математика./ Еженедельное Учебно-методическое приложение к газете «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ».

9.Подготовка к ГИА-9 2011г.под ред.Лысенко,2010г