Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики

Содержание
Но все достойное настолько же трудно, насколько редко.
Ход урока.
Подобный материал:

Духовно-нравственное воспитание школьников

на уроках математики.


Вакулина Зоя Александровна,

учитель математики.


Если путь, который, как я показал, ведет сюда, кажется слишком трудным, он тем не менее может быть найден.

Он в самом деле труден, поскольку его так редко находят, ибо если бы спасение давалось готовым и было бы достижимо без всякого труда,

то этот путь не пренебрегался бы почти каждым.

^ Но все достойное настолько же трудно, насколько редко.

Спиноза.

Путь человека похож на путь цветка, питающегося живительными соками родной земли и распускающегося навстречу цветоносным солнечным лучам.

Его движение не надо направлять и организовывать. Если обозначить главное, что должно быть сегодня в мыслях и делах Учителя, это желание понять внутреннюю сущность человека, ту изначальную загадку, который каждый из нас носит в себе. У детей она еще не так сокрыта под многослойными одеждами бытия. Наша задача – помочь им раскрыть свой безмерный космос внутреннего мира и войти в мир окружающий как в свой родной дом.

Учитель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других школьных дисциплин. Обучение математике призвано содействовать выработке представлений о предмете математики, ее сущности и специфике её метода, расширению и обогащению жизненного опыта человека. Воспитательная функция математики осуществляется не столько благодаря её содержанию, сколько за счет использования связанного с этим содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся.

Перед современным обучением математике поставлен комплекс взаимосвязанных целей – образовательных, развивающих, воспитательных. Обучение математике требует от школьников умственных и волевых усилий, развитого внимания и отточенного логического мышления, воспитание таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективного учебно-познавательного труда. Развитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.

Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический и иллюстративный материал. Т.к. логика математического мышления развивалась в прямой связи с математикой, то сведения из истории математики наиболее ярко иллюстрируют зарождение и развитие математических понятий. Эмоциональность подачи материала способствует лучшему его усвоению учащимися. Если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную роль в его становлении. Такой материал лучше усваивается и воспроизводится. Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, Н.И.Лобачевского, М.В. Остроградского, Л.Л. Чебышева и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.

Одним из эффективных средств воспитания учащихся является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, нравственного и трудового в частности. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи помогают ученику усвоить теоретический материал, делают курс математически более интересным, вызывают потребность в новых знаниях и умением самостоятельно их приобретать.

Перед школой поставлена проблема обеспечения всеобщей компьютерной грамотности. С помощью компьютерной техники существенно возросла интеллектуальная мощь человека в познании мира. Составление алгоритмов в курсе информатики активизирует умственную деятельность и развивает математические способности.

Говоря о роли математики в развитии техники, необходимо подчеркнуть, что освоение космоса было бы невозможно без сложнейших математических расчетов.

Учащиеся должны хорошо знать, что с именем великого русского ученого К.Э Циолковского связаны многие важнейшие идеи, взятые на вооружение современной космонавтикой, - многоступенчатые ракеты, использование жидкого топлива и др. На первом уроке геометрии я всегда рассказываю о выдающемся математике М.Н.Колмогорове.

Во всех отношениях примером безупречного патриотизма является жизнь и деятельность Н.И.Лобачевского, гениального математика, блестящего педагога, сделавший переворот в науке открытием неевклидовой геометрии. Я проводила урок, показывающий, как познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью Н.И.Лобачевского. Таким был заключительный урок в конце учебного года по геометрии в 7 классе.

План урока:

1. Когда и где возникла геометрия?

2. Причины возникновения геометрии.

3. Евклид и его «Начала».

4. История аксиомы параллельности (V постулата) Евклида и попытки его доказательства учеными разных стран.

5. Открытие Н.И.Лобачевским и Я.Байян неевклидовой геометрии.

6. Роль нивклидовой геометрии для изучения физики, астрономии и механики.

7. Ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью Н.И. Лобачевского.

^ Ход урока.

Учитель: Ребята! Мы с вами начиная с 5 класса изучали различные геометрические понятия, доказывали ряд теорем, рассмотрели в отдельности историю некоторых из них. Давайте на этом уроке проследим краткую историю развития геометрии в целом с момента её возникновения.

Вспомним с вами, что геометрические знания первоначально зародились в Египте и были связаны с измерением земельных участков, а затем дальнейшее развитие получили в Греции. Большую роль сыграл в развитии геометрии греческий ученый Фалес. Вы должны знать, что первая попытка изложить геометрию в одном сочинении была сделана в V в. до н.э. греческим ученым Гиппократом Хиосским. Дальнейшее развитие геометрия получила в трудах греческих ученых Архита Таренского, Платона, Евдокса Книдского, Минехма и др. К 325-300 г.г. до н.э. греческий ученый Евклид все созданное до него по геометрии привёл в единую стройную систему и изложил её в книге, названной «Начала». Ученые Греции, Италии, Египта, Индии, Средней Азии и других стран дополнили «Начала» некоторыми теоремами, кое-что изменили и уточнили, но в основном содержание материала, объем, методы изложения остались прежними. Их авторитет как школьного учебника по-прежнему велик. Например, в Великобритании в некоторых школах геометрию до сих пор изучают по «Началам» Евклида.

Практические потребности людей, мореплавание, создание географических карт методов в математике, и в частности в геометрии. В начале XV11 в. французский ученый Р.Декарт предложил систему прямоугольных координат, которая послужила толчком для создания так называемой аналитической геометрии, элементы которой находят отражение и в школьном курсе математики.

Теперь познакомимся с теорией Евклида, с попытками доказать V постулат в течении двух тысячелетий учеными всего мира. Пятый постулат Евклида, из которого следует, что через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести только одну прямую параллельную данной.

Многие ученые, математики, начиная с древних времен, предпринимали попытки доказать V постулат Евклида, т.е. вывести его из других аксиом. Однако эти попытки каждый раз оказывались неудачными. И лишь в прошлом веке было окончательно выяснено, что утверждение о единственности прямой, проходящей через данную точку параллельно данной прямой, не может быть доказано на основе остальных аксиом Евклида, а само является аксиомой. Огромную роль в решении этого вопроса сыграл великий русский математик Николай Иванович Лобачевский (1792-1856 г.г.)

Подчеркнем основополагающую роль неевклидовой геометрии в теории относительности, астрономии и в других отраслях науки.

После моего вступительного слова выступили два ученика с сообщениями о жизни и деятельности Н.И.Лобачевского.

План первого ученика:

1. Краткая биография.

2. Педагогическая деятельность.

3. Прогрессивные взгляды Н.И. Лобачевского.

4. Великий русский патриот.

План второго ученика:

1. Труды Н.И.Лобачевского по геометрии.

2. Вклад Н.И.Лобачевского в другие отрасли математики.

3. Н.И.Лобачевский и современность.

Урок прошел очень интересно, эмоционально и увлекательно. Ознакомление учащихся с элементами истории математики позволяет показать, что прогресс науки состоит не только в пополнении, уточнении каких-то понятий, правил, теорем математики.

И ещё можно рассказать о военно-патриотическом воспитании учащихся в процессе обучения математике. На классных часах или математических утренниках необходимо рассказать о математиках – непосредственных участниках Великой Отечественной войны. Например, можно рассказать об участнике войны М.Н. Барсукове (1891 – 1958) , авторе учебника «Алгебра», по которому обучалось не одно поколение учащихся с 1956 по 1973 годы.

Мною был проведен математический утренник «Математика на службе Армии», где было рассказано о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы великой отечественной войны. Так в 8 классе при прохождении темы «Таблица квадратов и квадратных корней» можно рассказать о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института Академии наук и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.

Ребята узнали, что под руководством академика Л.Н.Колмогорова и его учеников работы в области теории вероятности использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Исследования Л.Н.Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии. Труды Л.Н.Крылова по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались нашими военно-морскими силами во время войны. Учащиеся с удовольствием решали задачи на военную тему и сами их составляли. Этот утренник они запомнили надолго.

И в заключении хочу сказать: « Проблему математического образования в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по этому предмету. Не менее важная задача – реализация возможности своего предмета в развитии личности учащихся. В сове время Н.И. Пирогов справедливо утверждал, что «… наука нужна не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется иногда глубоко и потому для поверхностного наблюдателя незаметно – другой важный элемент - воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот ещё не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести».