Cols=2 gutter=47> Интеллектуальная игра

Содержание
Слайд № 1)
Подобный материал:

Интеллектуальная игра:

«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»



Для учащихся 5-6 классов.

Цитата «Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт» (Г.В.Лейбниц)

Цель: развитие интереса к предмету; развитие творческой активности. Развивать логическое мышление. Воспитывать умение работать в команде, умение выслушать одноклассника;

Оборудование:

  • презентация с вопросами;

  • табло (перекидной календарь разрезается на две части и на них наклеиваются числа от 0 до 6);

  • конверты с номерами (11 шт) и статуэтка для музыкальной паузы;

  • волчок со стрелкой;

  • призы.

Ведущий:

Уважаемые зрители, мы собрались с вами сегодня на игре двух команд знатоков математики.

Очень часто мы слышим, что математика – наука скучная. Она не скучная – она просто очень серьезная, как и любая другая.

С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться в школу или на работу и когда он возвратится домой. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами. Пользоваться основами математики стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали начала математики. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в историю математики. И в этом нам помогут команды знатоков математики (приветствие и представление команды знатоков).


Сегодня мы проводим игру: «Что? Где? Когда?». И я приглашаю за столы команду 5 «А» и 5 «Б» классов. Встречаем команды. ^ (СЛАЙД № 1)


Ведущий: Уважаемые знатоки, сегодня с вами играют знаменитые математики всех времён.


(СЛАЙД № 2) - основной слайд игры.


Перед вами конверты с 11 вопросами от знаменитых математиков всех времен.

Вам необходимо выбрать конверт с вопросом и, посовещавшись 1 минуту, в команде выбрать игрока который будет озвучивать ответ. Обсуждение прекращается через 1 минуту. Можно давать досрочный ответ, а сэкономленную минуту использовать на следующем вопросе. Если досрочного ответа не было, то команда дает свою версию по истечении 1 минуты. Если ответ верный, то команде присуждается 1 балл. Если версий нет, то команде присваивается 0 баллов, как и в случае неверного ответа, а вторая команда может дать свой ответ. Счет ведётся до 6 очков (больше половины предложенных). Наше жюри будет следить за игрой команды. По окончанию игры будет выбран самый активный игрок и награжден в номинации «Самый активный игрок игры Что? Где? Когда?»


1 КОНВЕРТ: С вами играет

Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) (СЛАЙД № 3)


Леонтий Филиппович Магницкий — первый учитель математики и морских наук в России — обладал самобытным математическим дарованием.

Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 4)


Уважаемые знатоки – сектор «Зеро»: (нажатие ПКМ)


  • 1. Кратчайшее расстояние от точки до прямой.

  • 2. В России есть выражение “тьма народу”. Уважаемые знатоки, сколько это человек?

  • 3. Сколько дней в летних каникулах?


(нажатие ПКМ) Ответ: Перпендикуляр. 10 000. 92


2 КОНВЕРТ: С вами играет

Надежда Николаевна Гернет (1877- 1943) (СЛАЙД № 5)


Живая, энергичная, она интересно вела занятия. Помимо занятий в учебные часы, Надежда Николаевна проводила много консультаций, вела математические кружки, руководила чтением математической литературы.


Внимание вопрос:

Естественная и древнейшая мера длины – шаг. Однако для измерения больших расстояний в древности пользовались и другими мерами. Например, древнеримская миля равнялась 1 000 шагам.

(нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 6)

В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись:

  • кося сажнь (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки;

  • маховя сажнь (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук.

(нажатие ПКМ)


  • Уважаемые знатоки, а как называли расстояние от конца пальцев до локтя согнутой руки?


(нажатие ПКМ) Ответ: Лкоть.


3 КОНВЕРТ: С вами играет

Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894) (СЛАЙД № 7)


Чебышев Пафнутий Львович - знаменитый русский математик. Чебышев создал школу русских математиков, из которых многие пользуются в настоящее время большой известностью.


Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 8)


Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини.


(нажатие ПКМ) Внимание вопрос:


  • Что это за единица длины?

  • Кто эта героиня?


(нажатие ПКМ) Ответ: Дюйм. Дюймовочка.


Первые единицы длины, как в России, так и в других странах были связаны с разными мерами частей тела человека. Таковы сажень, локоть, пядь. В Англии и США до сих пор используется «ступня» - фут (31 см), ярд (91 см) – единица длины, появившаяся почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки.


4 КОНВЕРТ: С вами играет

Владимир Андреевич Стеклов (1864-1926) (СЛАЙД № 9)


Владимир Андреевич Стеклов – русский советский математик, видный организатор советской науки. Стеклов известен также как историк математики, философ и писатель. Его перу принадлежат книги о русских и зарубежных ученых, путевые очерки.


Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 10)

  • Немало различных способов записи чисел было создано людьми. В Древней Руси числа обозначали буквами с особым знаком « ~ » который писали над буквой.


(нажатие ПКМ)

  • Как называли этот знак?

  • (нажатие ПКМ) Ответ: Титло.

Интересно, что числа от 11 до 19 записывали так же, как говорили. То есть «цифру» единиц ставили до «цифры» десятков.


5 КОНВЕРТ: С вами играет

Михаил Васильевич Остроградский (1801-1862) (СЛАЙД № 11)


Михаил Васильевич Остроградский – русский математик, один из основателей петербургской математической школы. Плодотворно занимался Остроградский теоретической механикой, математическим анализом. Многие его работы имели прикладную направленность.


Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 12)

  • Этого немецкого ученого называли королем математиков. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками. Однажды в школе учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание у 10 летнего математика был готов ответ.


(нажатие ПКМ)

  • О каком немецком математике идет речь?




  • (нажатие ПКМ) Ответ: Карл Гаусс.



6 КОНВЕРТ: С вами играет

Николай Иванович Лобачевский (1793-1856) (СЛАЙД № 13)


Лобачевский, Николай Иванович - великий математик, один из творцов неевклидовой геометрии. Лобачевский читал лекции по самым разнообразным отделам математики, а также по физике и астрономии.


Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 14)


В старину на Руси использовались

монеты с такими названиями:

  • 3 коп. – алтын

  • 5 коп. – пятак

  • 10 коп. – гривенник


(нажатие ПКМ) А как называли монету достоинством 1/2 коп.?



  • (нажатие ПКМ) Ответ: Грош



7 КОНВЕРТ: С вами играет

Софья Васильевн Ковалевская (1850-1891) (СЛАЙД № 15)


Ковалевская – выдающийся русский математик; первая в мире женщина – профессор и член – корреспондент Петербургской академии наук. В 1888 году С.Ковалевская закончила научную работу – “Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки”.


Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 16)


  • “Моно” “ди” “поли” - это по-гречески;

  • “уни” “би” “мульти” - это по-латыни.


(нажатие ПКМ) А как это будет по-русски?


  • (нажатие ПКМ) Ответ: Один, два, много.



8 КОНВЕРТ: С вами играет

Андрей Николаевич Колмогоров (1903-1987) (СЛАЙД № 17)


Колмогоров - российский математик, основатель научных школ по теории вероятностей и теории функций, академик. Изучал теорию функций, математическую логику, дифференциальные уравнения и теорию вероятностей.


Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 18)


Кого из известных женщин математиков прозвали «принцессой науки»?

1) Екатерина Нарышкина

2) Людмила Келдыш

3) Ольга Ладыженская

4) Софья Ковалевская


(нажатие ПКМ) Ответ: 4) Софья Ковалевская


9 КОНВЕРТ: С вами играет

Алексей Николаевич Крылов (1863-1945) (СЛАЙД № 19)

Он был крупнейшим математиком, физиком и инженером корабельного дела. Его труды являются образцом соединения высоких математических теорий с вопросами современной научно-теоретической практики. Провёл ряд исследований по истории физико-математических наук.


Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 20)

Уважаемые знатоки - сектор «ЗЕРО»: (нажатие ПКМ)


  1. Какой вал изображен на картине Айвазовского?

  2. Город, состоящий из 101 имени.

  3. Кто был автором первого учебника геометрии?


(нажатие ПКМ) Ответ: 9 вал. Севастополь. Евклид.


10 КОНВЕРТ: С вами играет

Андрей Андреевич Марков (1856-1922) (СЛАЙД № 21)


Марков много занимался вопросами практического применения теории вероятностей. Был прогрессивным ученым, смелым борцом против реакционных действий царского правительства, против мракобесия и религиозного дурмана.


Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 22)

  • Уважаемые знатоки!


Кто из математиков был

чемпионом олимпийских игр?


(нажатие ПКМ) Ответ: Пифагор.


У Пифагора было много учеников, которых он обучал в течение 15 лет. Первые пять лет они должны были молчать: это приучало их к сосредоточенности. Вторые пять лет ученики могли только слушать речи учителя, но не видеть его: Пифагор говорил с ними ночью и из-за занавеси. И только последние пять лет ученики могли беседовать с учителем лицом к лицу


11 КОНВЕРТ: С вами играет

Софья Александровна Яновская (1896 - 1966) (СЛАЙД № 23)


Яновская провела большую работу по повышению математической культуры в нашей стране. В 1950 году Софья Александровна выпустила в свет книгу “Передовые идеи Н.И.Лобачевского – орудие борьбы против идеализма в математике”.


Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 24)

Мысль выражать все числа знаками настолько проста, что именно из-за этой простоты сложно осознать, сколь она удивительна. ( Пьер Симон Лаплас – фр. математик)

Цифры – условные знаки для обозначения чисел. По римской нумерации: M - 1000, D – 500,

С - 100, L - 50, X - 10, V – 5, I – 1.

(нажатие ПКМ) Увидев на фронтоне старого особняка запись MDCCLXXXIX , скажите, уважаемые знатоки, в каком году этот дом был построен?


(нажатие ПКМ) Ответ: 1789.

Итог игры:

“Предмет “математика” настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным”, - писал выдающийся ученый XVII века Блез Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка.

Математика – вечно живое дерево науки. И у математики существует свой язык – формулы.

Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению. Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. Например, Л.Н. Толстой сделал такое сравнение: “Человек – есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству”.


Надеемся, что сегодняшняя игра пробудила у вас интерес и к истории математики, и к математике, расширило ваш кругозор. И ещё хотелось бы, чтобы все участники и гости знали главное. Мир полон тайн и загадок. Но разгадать их могут только пытливые и любознательные.

Открытия ждут вас. Будьте настойчивы!


Сценарий подготовлен учителем математики: Бессоновой Ж.П.


Приложение


1 КОНВЕРТ: С вами играет

Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739)


Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 4)

Уважаемые знатоки – сектор «Зеро»: (нажатие ПКМ)

  • 1. Кратчайшее расстояние от точки до прямой.

  • 2. В России есть выражение “тьма народу”. Уважаемые знатоки, сколько это человек?

  • 3. Сколько дней в летних каникулах?

(нажатие ПКМ) Ответ: Перпендикуляр. 10 000. 92


3 КОНВЕРТ: С вами играет

Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894)


Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 8)


Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини.

(нажатие ПКМ) Внимание вопрос:


  • Что это за единица длины?

  • Кто эта героиня?


(нажатие ПКМ) Ответ: Дюйм. Дюймовочка.



2 КОНВЕРТ: С вами играет

Надежда Николаевна Гернет (1877- 1943)


Внимание вопрос:

Естественная и древнейшая мера длины – шаг. Однако для измерения больших расстояний в древности пользовались и другими мерами. Например, древнеримская миля равнялась 1 000 шагам.

(нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 6)

В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись:

  • кося сажнь (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки;

  • маховя сажнь (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук.

(нажатие ПКМ)


  • Уважаемые знатоки, а как называли расстояние от конца пальцев до локтя согнутой руки?


(нажатие ПКМ) Ответ: Лкоть.



5 КОНВЕРТ: С вами играет

Михаил Васильевич Остроградский (1801-1862)

Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 12)

  • Этого немецкого ученого называли королем математиков. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками. Однажды в школе учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание у 10 летнего математика был готов ответ.

(нажатие ПКМ)

  • О каком немецком математике идет речь?




  • (нажатие ПКМ) Ответ: Карл Гаусс.











6 КОНВЕРТ: С вами играет

Николай Иванович Лобачевский (1793-1856)

Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 14)

В старину на Руси использовались

монеты с такими названиями:

  • 3 коп. – алтын

  • 5 коп. – пятак

  • 10 коп. – гривенник

(нажатие ПКМ) А как называли монету достоинством 1/2 коп.?

(нажатие ПКМ) Ответ: Грош


7 КОНВЕРТ: С вами играет

Софья Васильевн Ковалевская (1850-1891) (СЛАЙД № 15)


Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 16)


  • “Моно” “ди” “поли” - это по-гречески;

  • “уни” “би” “мульти” - это по-латыни.


(нажатие ПКМ) А как это будет по-русски?

  • (нажатие ПКМ) Ответ: Один, два, много.





8 КОНВЕРТ: С вами играет

Андрей Николаевич Колмогоров (1903-1987)


Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 18)


Кого из известных женщин математиков прозвали «принцессой науки»?

1) Екатерина Нарышкина

2) Людмила Келдыш

3) Ольга Ладыженская

4) Софья Ковалевская


(нажатие ПКМ) Ответ: 4) Софья Ковалевская



9 КОНВЕРТ: С вами играет

Алексей Николаевич Крылов (1863-1945)


Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 20)

Уважаемые знатоки - сектор «ЗЕРО»: (нажатие ПКМ)

  1. Какой вал изображен на картине Айвазовского?

  2. Город, состоящий из 101 имени.

  3. Кто был автором первого учебника геометрии?

(нажатие ПКМ) Ответ: 9 вал. Севастополь. Евклид.


4 КОНВЕРТ: С вами играет

Владимир Андреевич Стеклов (1864-1926) (СЛАЙД № 9)

Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 10)

  • Немало различных способов записи чисел было создано людьми. В Древней Руси числа обозначали буквами с особым знаком « ~ » который писали над буквой.


(нажатие ПКМ)

  • Как называли этот знак?

  • (нажатие ПКМ) Ответ: Титло.

Интересно, что числа от 11 до 19 записывали так же, как говорили. То есть «цифру» единиц ставили до «цифры» десятков.



11 КОНВЕРТ: С вами играет

Софья Александровна Яновская (1896 - 1966)


Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 24)

Мысль выражать все числа знаками настолько проста, что именно из-за этой простоты сложно осознать, сколь она удивительна. ( Пьер Симон Лаплас – фр. математик)

Цифры – условные знаки для обозначения чисел. По римской нумерации: M - 1000, D – 500,

С - 100, L - 50, X - 10, V – 5, I – 1.

(нажатие ПКМ) Увидев на фронтоне старого особняка запись MDCCLXXXIX , скажите, уважаемые знатоки, в каком году этот дом был построен?

(нажатие ПКМ) Ответ: 1789.






10 КОНВЕРТ: С вами играет

Андрей Андреевич Марков (1856-1922)

Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 22)

  • Уважаемые знатоки!


Кто из математиков был

чемпионом олимпийских игр?


(нажатие ПКМ) Ответ: Пифагор.