Внеклассное мероприятие по математике для классов гуманитарного профиля Подготовили учителя математики

Содержание
Зал №1 Имена ученых математиков, их вклад в науку.
Звучит восточная музыка. На сцене в окружении девушек с опахалом и книгами сидит шах, играет в шахматы
Первая девушка
Вторая девушка
Не трать их попусту, благоразумен будь!
Звучит французская музыка.
Зал №2 Числа, единицы измерения.
Франция 18 век.
Звучат фанфары.
Звучит музыка Шопена – ноктюрн.
Подобный материал:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №21»


«Математический вернисаж»


Внеклассное мероприятие по математике

для классов гуманитарного профиля


Подготовили учителя математики:

Черепанская Л.А.

Редькина В.И.


2010 - 2011 учебный год

ЦЕЛИ:

  • Воспитывать познавательную активность, культуру общения.



  • Прививать интерес к предмету.



  • Развивать гуманитарную культуру обучающихся.



  • Дальнейшее расширение, углубление знаний обучающихся, формирование личностного аспекта восприятия знаний, развитие умений и навыков самостоятельного пополнения знаний.



В ходе сценария на экране появляются портреты ученых, флаг и страна, в которой они проживали и делали свои открытия, виды Франции, Англии, Китая, России, фрагменты фильмов, о которых говорят ведущие, все сопровождается музыкой.


Вступительное слово учителя.

Мы рады приветствовать лицеистов гуманитарного профиля и приглашаем посетить математический вернисаж, открыть для себя новые неведомые страницы математики, познакомиться с великими учеными.

Итак, зал №1 «Имена ученых математиков, их вклад в науку».

^ Зал №1

Имена ученых математиков, их вклад в науку.

На сцене танец «сиртаки». Под звуки музыки выходит грек.

1 ведущий: Приветствуем тебя, о таинственный человек! Как жаль, что мы мало знаем о тебе. Не хочешь ли ты сам рассказать о своем учении.

Грек: Основы моего учения – числовые отношения. Число - это закон, царящий над богами и смертными. Вы слышите звуки музыки? Музыкальные интервалы подчинены отношениям чисел 1,2,3,4. Если длину струны или длину флейты уменьшить вдвое, то тон повысится на одну октаву.

Числовая гармония проявляется во всем. В моей школе было установлено три случая покрытия плоскости правильными многоугольниками. А именно: вокруг одной точки плоскости можно плотно уложить три правильных шестиугольника, четыре квадрата, шесть правильных треугольников. Вот опять мы встречаем числа 3, 4, 6.

Я утверждаю: числа правят миром! На числах основана гармония вселенной!

Число - есть сущность Бытия.

Точка - единица

Прямая - двоица ----------------------



Плоскость - троица тело,

а «4» тело


с невидимой глазу сущностью. Она есть, но мы её не видим…

Немного позже мои последователи: Демокрит, Платон, Аристотель - применят невидимой сущности понятие душа!!! Но это будет… позже……

Так начиналась Антропологическая Философия.

Под звуки сиртаки все уходят.

2 ведущий: Кто этот человек? Может это Архимед, Пифагор или Платон?

1 ведущий: Речь шла о философско-математической школе, основанной в Кротоне (греческой колонии на юге Италии) замечательном математике 6 века до н.э. Пифагором. Слова Пифагора актуальны и сегодня: «Горе тому городу, где царствует хаос, где все решает толпа, где нет почтения древнему строю».

2 ведущий: По мнению Пифагора, даже такие далеко не математические понятия, как дружба, справедливость, радость находят объяснение в числовых зависимостях.

1ведущий: Греция дала миру много великих людей. Мы вспомним уроженца греческого торгового города Милета, основателя античной школы, купца, торгующего оливковым маслом, Фалеса. Мы коротко напомним его научные достижения.

  • Специалист по военной технике.

  • Занимался сооружением храмов, где и доказал, что вписанный в полуокружность угол будет всегда прямым.

  • Изучал астрономию. Первый указал значимость для путешественников постоянство Полярной звезды, предсказал солнечное затмение, которое и произошло в 585 году до н.э.

  • Первый заявил о том, что небесные тела являются не божественными созданиями, а естественными телами природы.

Он заявил, что все тела, все в мире состоит из одного и того же первичного вещества. Фалес считал, что вода - изначальный элемент, ее осадок - земля, ее пары - воздух и огонь.

^ Звучит восточная музыка. На сцене в окружении девушек с опахалом и книгами сидит шах, играет в шахматы.

Шах: Шахматы - великая игра! Я достаточно богат, но так и не смог вознаградить ее изобретателя.

А попросил-то он, на первый взгляд, самую малость. На первую клетку шахматной доски положить одно пшеничное зерно, на вторую - два, на третью – четыре. И так за каждую новую клетку вдвое больше зерен, чем за предшествующую. Но не смог, не смог я собрать столько зерна! Позор на мою голову.

^ Первая девушка: Успокойся, шах! Ну что ты все о математике! Послушай, о великий, какие очаровывающие стихи!

Чтоб умно жизнь прожить, знать надобно немало.

Два правила запомни для начала:

«Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало…»

^ Вторая девушка: Или вот еще.

В день завтрашний нельзя сегодня заглянуть -

Одна лишь мысль о нем стесняет мукой грудь.

Кто знает, много ль дней тебе прожить осталось?

^ Не трать их попусту, благоразумен будь!

Шах: Как будто про меня написано! Кто автор?

Девушки: Не знаем, Омар Хайям какой-то!

Шах: Срочно привести ко мне во дворец Омара Хайяма. Выяснить хочу: «Чем он занимается?»

2 ведущий: Омар Хайям, как и многие ученые того времени, имел разносторонние интересы: любил поэзию, философию, астрономию. Омар Хайям сыграл большую роль в создании и развитии алгебры. Он открыл формулу возведения двучленов (а+b) в степень n и стал основоположником теории сокращенного умножения.

^ Звучит французская музыка.

1ведущий: Франция. Ночь. Церковь. На ступенях лежит младенец. Его мать решила таким образом избавиться от незаконнорожденного ребенка. И никто еще тогда не знал, что этот слабый найденыш оставит огромный след в истории развития математики. Комиссар полиции, нашедший полумертвого ребенка, не сдал его в приют, а нашел для него кормилицу в ближайшей деревне.

Так была спасена жизнь будущего великого ученого, сделавшего многое в теории интегральных исчислений, физике твердых тел, создавшего математическую энциклопедию. Имя этого французского ученого - Жан Лерон д Аламбер.

2ведущий: В исторической науке есть особая область. Она называется «Вспомогательные исторические дисциплины». Она включает в себя бонистику, которая рассматривает историю развития бумажных денег, геральдику, полиграфию, но особый раздел имеет непосредственную связь с математикой - метрология.

^ Зал №2

Числа, единицы измерения.

3ведущий: Очень хотелось бы узнать, откуда пришли к нам десятичные дроби. Может это древний Рим, древний Вавилон или древний Китай.

4ведущий: Первое упоминание о десятичных дробях встречается в трудах китайского математика Лю-Хуэйя. Целые части он называл «чи», десятые -«цунями», сотые -«долями», тысячные -«порядковыми», десятитысячные-«шерстинками», стотысячные-«тончайшими», миллионные-«паутинками».

^ Франция 18 век.

Девушка: Мишель, я обижена на вас!

Юноша: Чем я мог обидеть такую очаровательную мадемуазель?

Девушка: Вы назначили мне встречу, а сами на нее опоздали.

Юноша: Прошу прощения, маркиза! Но причина тому была! Охота на кабана настолько увлекает меня, что я забываю обо всем! Мы скакали на лошадях, собаки бежали впереди, и вот на расстоянии туаза выскакивает кабан и мчится прямо на меня!

Девушка: А вы?

Юноша: Я выхватил пистоль, прицелился, выстрелил и … промахнулся!

Девушка: Промахнулся?! С расстояния туаза?! Какой кошмар! Держите меня!

3ведущий: Было бы несправедливо, если бы мы сегодня не вспомнили о старинных единицах измерения, хотя бы во Франции. Во Франции туазом называлась единица длины, равная 195 метрам.

4ведущий: А вот и сказка «Конек-горбунок» (на экране фрагмент сказки). Мы встречаем там следующие слова: «… приезжает тьма народу, но ни выходу, ни входу». В литературе можно встретить слово «тьма», которым называют 1млн, 10тыс.

3ведущий: А сейчас хочется вспомнить слово «дюйм». Джеймс Олдрижд написал роман «Последний дюйм». Бен – калека, держится за тоненькую ниточку понимания сына.

Дюйм равен позиции сайта в Яндексе, а слово ввел в русский язык Петр I в начале XIX века.

4ведущий: С дюйм была малышка ростом, если сказку вы читали, знаете, как дочку звали. Дюйм это всего 2.5см

^ Звучат фанфары.

1 ведущий: Есть о математике молва, что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова часто говорят о ней в народе.

2ведущий: И за то, что в творческом труде выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе посылаем гром аплодисментов.

3 ведущий: Мы входим в зал №3 «Математика и литература». Русская литература неразрывно связана с именем А.С.Пушкина.

4 ведущий:

…Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьёт, то разовьёт,

И быстрой ножкой ножку бьёт.

3 ведущий: Что такое танец?

4 ведущий: Это гармоничное сочетание музыки и телодвижений. Что есть математика?

3 ведущий: Это гармония уравнений и чисел. Их красоту может передать график.

4 ведущий: Поэтому если получить графики перемещений танцующих на любую выбранную плоскость (например, сбоку или сверху), то набор полученных графиков во времени непременно даст нечто завораживающее, поскольку «всё прекрасное прекрасно со всех сторон» (слова Н.Чернышевского).

(Учащиеся 11Г класса исполняют танец «Бриллиантовый вальс»).

3 ведущий: Композиция этого зала строится на трёх основных направлениях: первое - отношение математиков к литературе; второе - отношение литераторов к математике; и, безусловно, самая интересная часть этой композиции - это раздел поэтическая математика.

5 ведущий:

Это ложь, что в науке поэзии нет,

В отраженьях великого мира

Сотни красок со звуков уловит поэт,

И повторит великая лира.

За чертогами формул, забыв о весне,

В мире чисел бродя, как лунатик,

Вдруг гармонию выводов дарит струне,

К звучной скрипке прильнув, математик.

Настоящий учёный, он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть.

Кто сказал, что в науке поэзии нет?

Нужно только понять и увидеть.

6 ведущий: Математика и литература. Что роднит эти две области человеческой деятельности; область разума и область души? Первая в мире женщина, профессор математики Софья Васильевна Ковалевская так решает создавшуюся парадигму: «Математика – это наука, требующая фантазии, нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе».

(ученица читает стихотворение).

Если ты в жизни, хотя на мгновенье

Истину в сердце своём ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решенье своём неизменном

Рок ни назначил тебе впереди -

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни, как святыню, в груди.

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется чёрною мглой,

С ясной решимостью, с верой спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.

В С.В.Ковалевской одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи.

5 ведущий: История человечества знает разносторонне одарённых людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. А.С.Пушкин писал о М.В.Ломоносове «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

(ученица читает стихотворение М.В.Ломоносова).

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рожать.

6 ведущий: Как видите, учёным не чужда поэзия. Как показывает история науки, ещё со времён пифагорийцев выдающиеся математики увлекались поэзией и даже сами пробовали писать.

5 ведущий: Но разве писал стихи великий русский геометр Лобачевский?

6 ведущий: Николай Иванович Лобачевский, русский математик, создатель неевклидовой геометрии, названной его именем. Ректор Казанского университета в 1834 году опубликовал своё стихотворение «Разлив Волги при Казани». Вот его отрывок.

(Учащийся читает стихотворение)

Ты поражаешь ли поля опустошеньем?

Ты похищаешь ли надежды поселян?

Нет! На водах твоих всегда благословенье

Почиет благодарных стран,

Тобой питаемых, тобой обогащённых!

Ты и земли безвредная краса,
И светлые в струях твоих невозмущённых,
Как в чистой совести, сияют небеса.

Вот образ мирного могущества России!

Её разлив не страшен никому.

Великодушие обуздывает силы,
Всегда, везде покорные ему.

Эта публикация, по-видимому, связана с приездом А.С.Пушкина в Казань в сентябре 1833 года. Может быть, после встречи с Лобачевским Пушкин сказал: «Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии»

5 ведущий:

(На фоне мультфильма «Алиса в стране чудес»)

Английский писатель ХIХ века Льюис Кэрролл вошёл в литературу в конце ХIХ- начале ХХ века. Почему же ещё нам так интересен Льюис Кэрролл и его книги про Алису? Что это был за человек? А был он профессор математики, великолепно рисовал, был очень хорошим фотографом. Он был прекрасным фокусником. И всё же главным его делом была математика, преподавание в колледже, а также, как выяснилось позже, создание книг про Алису.

(Сообщение учащейся о литературной повести-сказке «Алиса в стране чудес»)

Все, кто хотя бы раз заглянул в сказки об Алисе, в которых действуют необыкновенные герои, живут странные существа, происходят преудивительные события, поражает особенная жизненность персонажей, внутренняя логика их поступков. Не следует, однако, забывать о том, что «Алиса» не просто сказка. Это скорее репортаж, отчёт, заметки, написанные по свежим следам путешествия в необычный мир – Страну Чудес и Зазеркалье, где действуют свои законы. И весь этот мир создал, населил и подарил нам Льюис Кэрролл, не просто писатель, а математик. И именно поэтому законы в стране Чудес и Зазеркалье особые, непосредственно связанные с математикой. Давайте вспомним с вами эпизод, когда Алиса пытается вспомнить Таблицу умножения, она доходит до абсурда, всё перепутав.

(Выходит другая ученица и пишет на доске маркером таблицу умножения)

«Значит, так: четырежды пять – двенадцать, четырежды шесть – тринадцать, четырежды семь…

45=12, 46=13, 47=14, 48=15, 49=16, 410=17, 411=18, 412=19.

Так я до двадцати никогда не дойду!»

(Продолжает первая учащаяся)

Почему Алиса не дойдёт до двадцати, проще всего объяснить следующим образом: английская таблица умножения традиционно заканчивается на 12, так что, если продлить эту абсурдную прогрессию, - до 20 не хватит единицы. Абсурд, а если присмотреться, совсем не лишён смысла.

В сказке «Алиса в Зазеркалье» сюжет тесно связан с игрой в шахматы, которая полностью основана на математической логике.

6 ведущий: Да, у Кэрролла на каждом шагу встречаются какие-нибудь престранные загадки, головоломки! Вот какой он замечательный Льюис Кэрролл!

5 ведущий:

(На фоне музыки А. Шнитке)

От утопии к антиутопии

Шаг сверяя, шагаем мы

К царству света и хаосу тьмы…

Евгений Иванович Замятин по натуре и миросозерцанию был бунтарём. Сама действительность дала Е.Замятину в руки материал для его фантастического антиутопического романа «Мы» (1920г).

(Сообщение учащейся)

Впервые роман «Мы» был опубликован в 1924 году на английском, затем в 1926 году - на чешском, в 1929 – на французском, на родине публикация романа состоялась лишь в 1988 году. Пафосом этого романа стало оправдание живой личности, любви, творчества, самой жизни, а не механического её эрзаца.

Имея профессию морского офицера, связанную с математикой, Замятин в своём произведении широко использует математическую символику и математические термины. Так, в романе «Мы» герои представлены цифрами, главному герою-математику автор присваивает «нумер Д-503», космический корабль называет «Интегралом». Числовая символика в романе базируется на христианских представлениях о мистическом характере чисел…

(На экране высвечивается страница текста произведения с обилием формул и математических расчётов и в беседу вступает другая ученица)

Хочу обратить ваше внимание на страницу текста из другого произведения, Он скорее похож на учебник по математике. Здесь автор с помощью точных расчётов устанавливает закономерности, правила, которым подчинялись народные судьбы, рассчитывает периодичность великих исторических походов, сражений, побед и поражений. Автор выводит формулу и, производя расчёты по ней, обосновывает исторические даты и предсказывает исход в будущем.

Да, это представитель Серебряного века Велимир Хлебников и отрывок его произведения «Учитель и ученик».

6 ведущий: Мы видим, что математика и литература довольно гармонично дополняют друг друга.

5 ведущий:

Стихотворные размеры,

Анапест, дактиль, амфибрахий,

Ямб, хорей четырёхстопный

Будут всем они доступны,

Кто вниманье проявляет,

Слоги верно сосчитает.

Важен верный здесь расчет,

Математике - почёт!

(Сообщение учащейся)

Можно заметить, если прочитать определённую последовательность чисел, то легко можно узнать стиль того или иного поэта. Давайте проведём эксперимент. Я буду читать числа, а вы угадаете, на стихи какого поэта по звучанию похожа та или иная числовая последовательность.

  1. 17 30 48

140 10 01

126 138

140 3 501



  1. 2 46 38 1

116 14 20!

15 14 21

14 0 17

  1. 14 126 14

132 17 43

16 42 511

704 83

170! 16 39

514 700 142

612 349

17 114 02

А.С. Пушкин

В.Маяковский

С.Есенин


Весёлые или грустные стихи слышатся вам в звучании чисел

2 15 42

42 15

37 08 5

20 20 20!

(Напевает мелодию «Кабы не было зимы…»)

Попробуйте продолжить наш эксперимент , и, возможно, вы для себя откроете новые, замечательные свойства чисел.

^ Звучит музыка Шопена – ноктюрн.

5 ведущий: Вы слышите, мы незаметно переходим в следующий зал нашего вернисажа - «Математика и музыка»

6 ведущий: Из письма Леонарда Эйлера «В своей работе «Диссертация о звуке» я стремился представить музыку как часть математики и вывести в надлежащем порядке из правильных оснований всё, что может сделать приятным объединение и смешивание звуков».

(Звучит музыкальная композиция ноктюрн)

5 ведущий: Из письма Готфрида Лейбница к Христиану Гольдбаху: «Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать».

6 ведущий:

(На фоне музыки)

Ах, музыка, полёт ты чувств, эмоций,

Полёт свободы лишь на первый взгляд,

Проложен курс, и в паутине лоций

Рассчитан точно нотный ряд.

5 ведущий:

Рене Декарт, Жан д’Аламбер, Даниил Бернулли, Леонард Эйлер, Христиан Гольдбах и другие выдающиеся математики посвящали свои исследования музыке…

(Завершается музыкальная композиция, сообщение учащейся)

Как вы думаете, можно ли сыграть таблицу умножения на музыкальном инструменте? Оказывается, можно. Все вы знаете, что существует 7 нот, и если установить зависимость между натуральными числами и нотами, то получится настоящее музыкальное произведение. Вы уже догадались, что числу 1 соответствует нота «до», числу 2 - «ре» и т. д. Теперь мы можем ответить, как звучит миллион. При делении одного миллиона на 7 получается остаток 1, значит, он звучит как нота «до». А теперь послушайте, как звучит таблица умножения.




2

ре

3

ми

4

фа

5

соль

6

ля

7

си

8

до

9

ре

2

ре

4

фа

6

ля

8

до

10

ми

12

соль

14

си

16

ре

18

фа

3

ми

6

ля

9

ре

12

соль

15

до

18

фа

21

си

24

ми

27

ля

4

фа

8

до

12

соль

16

ре

20

ля

24

ми

28

си

32

фа

36

до

5

соль

10

ми

15

до

20

ля

25

фа

30

ре

35

си

40

соль

45

ми

6

ля

12

соль

18

фа

24

ми

30

ре

36

до

42

си

48

ля

54

соль

7

си

14

си

21

си

28

си

35

си

42

си

49

си

56

си

63

си

8

до

16

ре

24

ми

32

фа

40

соль

48

ля

56

си

64

до

72

ре

9

ре

18

фа

27

ля

36

до

45

ре

54

соль

63

си

72

ре

81

фа

(Исполняется на любом музыкальном инструменте)

Вновь звучит ноктюрн.

6 ведущий:

Ноктюрн пленял мелодией своей,

И волнам чувств уж не было числа.

Играло море света и теней,

Подвластное лишь магии числа!

(Сообщение учащейся о числах Фибоначчи.)

Глубокий интерес у человечества вызывают числа Фибоначчи. Леонард Фибоначчи - крупный итальянский математик, живший в XIII веке. Сейчас его имя встречается чаще всего в связи с замечательной числовой последовательностью, которая получается так: сначала идут две единицы, затем каждый последующий член получается как сумма двух предыдущих. 1;1;2;3;5;8;13;21;34;55;…

Эта последовательность чисел обладает замечательными свойствами.

1. Каждое третье число Фибоначчи – чётное.

2. Каждое четвёртое делится на 3.

3. Каждое пятнадцатое число оканчивается нулём.

4. Два соседних числа Фибоначчи взаимно-простые.

Изучением сложных и удивительных свойств чисел ряда Фибоначчи занимались самые различные профессиональные учёные и любители математики.

В 1997 году несколько странных особенностей ряда описал исследователь Владимир Михайлов. Михайлов убеждён, что Природа (в том числе и человек) развивается по законам, которые замечены в этой числовой последовательности.

Так вот, оказывается, что этому ряду чисел тоже можно поставить в соответствие ноты, и получается приятная мелодия, что ещё раз подтверждает гармонною окружающего нас мира.

1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34; 55; …

до до ре ми соль до ля си ля ля

(Звучит музыка, исполняемая на музыкальном инструменте.)

5 ведущий: А теперь послушаем английскую группу «TOOL», у которой есть песня, построенная по принципу чисел Фибоначчи.

(Звучит мелодия группы «TOOL».)

(Сообщение учащейся)

Итак, как вы думаете, математика имеет отношение к музыке? Я думаю, вы убедились, что имеет и самое прямое. Ещё древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввёл понятие гамма, которое назвали - Пифагоров строй.

У древнегреческого математика Евклида мы встречаем также описание монохорда - однострунного прибора для определения высоты тона струны и её частей. Полагают, что монохорд придумал Пифагор, а Евклид только описал его.

Изобретение монохорда имело значение для развития музыки. Постепенно вместо одной струны стали использоваться две или три. Так было положено начало созданию клавишных инструментов: сначала клавесина, потом пианино. А первопричиной появления этих музыкальных инструментов стала математика.

5 ведущий: «Математика - царица наук» - факт бесспорный, не требующий суждений, но недостаточный.

6 ведущий: Ведь математика - это ещё и язык, язык нашего общения посредством чисел, формул с великим достоянием, которое накопило человечество за долгий путь своего существования.

5 ведущий: Заменяя слово совокупностью цифр, фразы линиями уравнений, математика погружает и будет погружать нас в мир идей, образов, звуков - в мир гармонии.

(Выходят все участники мероприятия, заключительное слово учителя.)

«Предмет «математика» настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным», - писал выдающийся учёный XVII века Блез Паскаль.

Мы прикоснулись к математике именно с этой стороны. Я уверена, услышанное сегодня поможет вам многое пересмотреть. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьёзной, но и даже скучной наукой, иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка.

А сейчас мы закрываем дверь нашего вернисажа. Хотя… может, кто-нибудь из вас захочет ещё раз пройтись по его залам, так как жизнь идёт вперёд, а вместе с ней будут меняться и пополняться их экспозиции. Оставим всё-таки дверь приоткрытой…

(Мероприятие сопровождалось компьютерной презентацией.)

Используемая литература

  1. Григорьева Г.И. «Математика. Предметная неделя в школе» из серии «Учение с увлечением» ООО «Глобус», 2008.

  2. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» «Математика» №10,1996.

  3. «М.В.Ломоносов - великий сын России»

  4. Григорьева Е.В. «Льюис Кэрролл-писатель и математик»

  5. А.Наумов «Числа и книги, Книги и числа. А также Мольберты и Ноты. И много чего ещё…»

  6. Пифагор

  7. Е.И.Замятин.Биография.

  8. Е.И.Замятин. Роман «Мы»

  9. Н.И.Лобачевский.

  10. Математика и музыка

  11. Внеклассное мероприятие по математике «Встреча с великими…»