«Реформы Петра Великого» Пояснительная записка

Вид материалаПояснительная записка

Содержание


Обоснование выбора темы урока.
Цели и задачи урока
Форма организации учебного процесса
Технические средства обучения
Целью нашего занятия
2. Инсценированная часть урока.
Вопрос классу
Петр: Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых держав, и я по праву этим горжусь. Меншиков
Вопрос: Почему мы ввели такой порядок? В каком документе он был закреплен? (ответы учащихся) Меншиков
Вопрос: Чем это можно объяснить? (ответы учащихся) Петр
Вопрос: Произошло ли подобное обновление в России в петровское время? (ответы учащихся) Учитель
Вывод: реформы Петра I– это своеобразная революция сверху. Поэтому Петра можно считать «революционером на троне». Учитель
3. Цена петровских реформ.
Вопрос: Как вы оцениваете политику Петра I? Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику? 2 группа
Вопрос: Против кого и против чего был направлен этот пункт указа Петра? Докажите, что для его появления были основания. 3 группа
4. Отчет рабочих групп.
5.Элемент регионального компонента.
6. Итог урока
Подобный материал:
Приложение 2. Дроздова М.М., учитель истории МОУ СОШ пос. Сандово, Дегтерев Ю.Е., учитель истории Православная гимназия с. Городня, Зайцева Л.А., учитель истории МОУ Ворошиловская ООШ Осташковский р-н, Кузнецов В.Р., учитель обществознания МОУ Ильгощинская ООШ Рамешковский р-н. Урок на тему: «Реформы Петра Великого»

Пояснительная записка.

Историю образования можно представить как непрерывную дискуссию сторонников индивидуального и коллективного способов обучения и воспитания. В зависимости от изменения социально-экономических условий актуальными становились те или иные методы и формы обучения. Многие из них пройдя испытание временем, вошли в методический арсенал учителя. Одним из таких методов стали дебаты. Ещё философы древности использовали их как средство развития у своих воспитанников логики и критического мышления, как упражнение в риторике и умении отстаивать собственные убеждения.

Дебаты предполагают наличие правил, обеспечивающих столкновение противоположных точек зрения и позволяющих развивать у их участников навыки:
  • терпимости и уважения к различным взглядам
  • способность концентрироваться на сути проблемы
  • критического мышления
  • ораторского искусства
  • умения работать в команде
  • выступления в роли лидера
  • ведения цивилизованной дискуссии
  • работы с непопулярными идеями и убеждениями

Исходя из того, что выпускник современной школы должен стать «социально-грамотной, социально мобильной личностью, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно выбранного жизненного пути» авторский коллектив данной курсовой работы считает, что задачи, которые в образовательном процессе решают дебаты, крайне актуальны сегодня.

Кроме этого технология «Дебаты» может помочь педагогам в построении индивидуальных образовательных траекторий учащихся, обучая их построению эффективных жизненных стратегий и умению делать осознанный выбор способов и форм реализации своих целей.

Авторы работы не претендуют на исчерпывающее владение темой «Технология «Дебаты» в преподавании истории» но некоторые рекомендации могут предложить:
    • Дебаты могут быть использованы в образовательном процессе при проведении отдельных уроков.
    • С помощью дебатов можно организовать исследовательскую деятельность учащихся.
    • В профильной школе дебатам могут быть посвящены элективные и факультативные курсы в 10-11 классах и курсы предпрофиля в 9 классе.
    • В образовательном процессе дебаты предстают в двух аспектах как интеллектуальная игра для старшеклассников и как педагогическая технология, элементы которой успешно используются учителями различных предметов.

Эпоха великих преобразований – так иначе называют годы правления сына Алексея Романова и второй супруги его Натальи Нарышкиной, первого Императора Российского Петра I Великого.

Обоснование выбора темы урока. Какой же досталась Россия Петру? Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объёму продукции заметно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооружённых и обученных. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и даже вовсе неграмотных людей.

Россия XVII самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путём могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Следует отметить, что к этому времени произошли значительные сдвиги в развитии страны. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремёсла, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическ5ое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Развивалась внутренняя и внешняя торговля.

Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, всё более отчётливо оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия. Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.

XVII век был тем временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические контакты, использовала её технику и науку, воспринимала культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что ей было нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.

По нашему мнению, реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историей народа, можно сказать, что они "требовались самим народом". Реформы, как бы они ни были исполнены Петром, они были его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.

Данная тема всегда интересна на уроках. Дети охотно рассуждают, дают свою оценку деятельности Петра.

Цели и задачи урока:
  • Помочь ученикам в осмыслении значения петровских преобразований для истории России; обобщить знания учащихся о Петре I и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.
  • Формировать умение давать характеристику историческому деятелю.
  • Формировать навыки общения в группах; учить общению друг с другом.
  • Способствовать самовыражению учащихся через выступление и дискуссии.
  • Содействовать воспитанию уважения к истории России.

Форма организации учебного процесса: урок предполагает мини-спектакль; работу в группах над предложенными заданиями.

Оборудование урока: портрет Петра I; карта «Российская империя в первой половине XVIII века»; раздаточный материал: задания с фрагментами текстов и вопросами к ним.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Эпиграфы на доске:

«Нет, не чародей, а Гений, Петр».

(М.Н.Погодин «Петр Великий», 1846г.).

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С.Пушкин)

«Что такое Петр? Чудо или чудовище?...» (Дм. Мережковский , 1905г.)

План урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Инсценированная часть урока.

3. Работа с заданиями раздаточного материала в группах.

4. Отчет рабочих групп.

5. Элемент регионального компонента.

6. Подведение итогов урока.

Ход урока:

Основная часть урока:

1.Вступительное слово учителя.

а/работа с эпиграфами.

Учитель: О ком эти строки?

28 января 1725 года умер первый российский император – Петр Алексеевич Романов.

«… Кого хороним? … Петра Великого хороним. Закатилось солнце Земли русской»- эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра.

«Солнце земли Русской»- высочайшая оценка; уже при жизни Петра I высказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Итак, более трехсот лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и по сей день. Одни восхищаются Петром: «… то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…», «царь-просветитель». А для других он «злодей», «деспот», «тиран». Много книг написано о Петре первом. Давайте и мы с вами включимся в этот спор.

Целью нашего занятия будет обобщение всего материала, формирование своей точки зрения на деятельность и личность Петра, на роль Петра в истории России. Подумаем, каково значение этих реформ для будущего России, и какова роль самого Петра в осуществление этих реформ.

1. Был ли Петр I «революционером» на троне?

2 .Почему народ не слагал песен, прославлявших победы Петра Великого, его деяния?

3. Чему учит история петровской эпохи?

Учитель: на все эти вопросы мы дадим с вами ответ в конце урока. А сейчас самое неожиданное. К нам в гости пожаловали государь Петр I со своим другом, президентом военной коллегии Александром Даниловичем Меншиковым. Что же привело их сюда?

2. Инсценированная часть урока.

Пётр: Ведомо нам стало, отроки и отроковицы, что вы в спор о нас вступили, и зело любопытно нам стало, что вы о наших делах говорить станете. Много ли о нас ведаете. А то вот в 2007 году 335-летний юбилей мой в России скромнехонько отметили: царь - дескать, что о нем говорить много…

Меншиков: Не волнуйся, мин-херц, тогда во всем мире твой день рождения отмечали и о делах твоих поминали. А особенно шведы. Благодарны они тебе за то, что ты разбил их в Северной войне. Быть может благодаря этому, они почти два столетия не воюют, жертв не несут.

Петр: Зело отрадно это нам, друг Алексашка, слышать. Однако давай-ка послушаем сих отроков.

/Петр восседает на трон, Меншиков встает рядом/

Учитель: Итак, продолжим наш урок. Каким же был Петр I?

/.о.- трудолюбивый, простой, любознательный, тянулся к знаниям, ко всему новому, энергичен.

- жестокий, крутой нрав, равнодушен к судьбам простого народа./

Итог: Петр, вне всякого сомнения, был человеком неординарным, ярким, талантливым.

В разговор вступают исторические персонажи.

Меншиков: Да, мин-херц, вольно же отроки и отроковицы о тебе речи ведут, а того и не ведают, какую ты державу принял.

Петр: Стыдно и больно мне за державу было. Промышленности никакой. Железо из Англии везли. Армии нет, войско стрелецкое ненадежно. Флота нет, да и плавать негде. Бояре, как затворники, дома сидят, рукава да бороды до пола свисли. Жены и дочери их вовсе на людях не показываются. Счет лет вели от сотворения мира. Ни газет, ни театра!!! Сонное царство. Ведаете ли о том?

Учитель: Ведаем, ведаем. Ведаем и о том, как изменилась Россия.

Вопрос классу: Что же дали реформы Петра России?

/п.о.- успехи в промышленности, торговли, создана армия, флот, перемены в области государственного управления, изменился быт, изменения произошли в сфере культуры и просвещения. Растет могущество и международный авторитет нашей страны, ставшей в 1721 году Империей./

Петр: Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых держав, и я по праву этим горжусь.

Меншиков: А давай-ка, мин-херц, устроим сим любознательным отрокам экзамен.

Вопросы задаются поочередно «Петром» и «Меншиковым»

Меншиков: Иностранцев поражало, что государь наш занимал на флоте небольшую должность и беспрекословно подчинялся командирам, начальникам. Так, работая на верфи, Петр снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу и только потом стал давать распоряжения низшим чинам.

Вопрос: Каков был, по вашему мнению, смысл такого поведения царя, имевшего неограниченную власть над своими подданными, в том числе и над адмиралом?

(ответы учащихся)

Петр: Нами был установлен порядок, согласно которому офицерами должны были становиться дворяне. Но допускалось, чтобы выходцы из низших слоев населения производились в офицеры, если они проявляли необходимые способности. Таким офицерам давали потомственное дворянство.

Вопрос: Почему мы ввели такой порядок? В каком документе он был закреплен?

(ответы учащихся)

Меншиков: В Петре совмещались любовь к парадной архитектуре, живописи и скромность в быту, неприхотливость в одежде и в еде.

Вопрос: Чем это можно объяснить?

(ответы учащихся)

Петр: Довольно, друг Алексашка, зело познаниями сих отроков, остался я доволен. Жаль, что в мое время с трудом удавалось побудить ребят науками заниматься.… Теперь пора нам.

Учитель: Уважаемые гости, спасибо, что побыли у нас. Будем рады, если вы останетесь и примите участие в нашем разговоре.

(Ученики, исполняющие роли исторических персонажей, остаются и садятся за последние парты)

Учитель: Пришло время дать ответ на один из поставленных вопросов в начале урока.

Так был ли Петр I «революционером на троне»? Давайте вспомним определение термину «революция». (Революция - глубокое и качественное обновление общества).

Вопрос: Произошло ли подобное обновление в России в петровское время?

(ответы учащихся)

Учитель: Огромная власть, ставшая к концу царствования абсолютной, ничем не ограниченной. Это позволило провести реформы. У Петра были единомышленники.

Вывод: реформы Петра I– это своеобразная революция сверху. Поэтому Петра можно считать «революционером на троне».

Учитель: Теперь пора обсуждать вопрос о цене осуществленных царем преобразований.

3. Цена петровских реформ.

Учащиеся работают с раздаточным материалом. Для этого класс делится на три группы.

1 группа. Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь - иначе бы не опустошал страну.

Вопрос: Как вы оцениваете политику Петра I? Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?

2 группа. «Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными».

Вопрос: Против кого и против чего был направлен этот пункт указа Петра? Докажите, что для его появления были основания.

3 группа. Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение».

Вопрос: Объясните смысл этого высказывания. Как оценивал народ налоговую политику Петра первого?

(Работа в группах продолжается 10 минут)

4. Отчет рабочих групп.

Вывод: Яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекают внимание писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе многие без сомнений видели виновника новых бедствий…

5.Элемент регионального компонента.

Учитель: Реформы Петра затронули и жизнь Тверского края.

Реформы в армии, управлении страной, экономике и образовании, начатые Петром, сильно изменили внутреннюю жизнь России. Во время Северной войны 1700-1721гг. Петр неоднократно проезжал через Тверь по «Государевой дороге» между Санкт-Петербургом и Москвой. В 1700г. во время похода на Нарву по его указу в Твери построили плашкоутный мост (это наплавной мост, устроенный из плоскодонных барж) через Волгу для переправы русских войск.

В Твери появилась первая государственная школа для детей из всех сословий, кроме крепостных крестьян.

В городах заметно увеличилось число торговых людей. Все большее число крестьян занималось промыслами. Петровские реформы обеспечили заметные сдвиги в социально-экономической и культурной жизни Тверского края.

Победа в Северной войне закрепила за Россией Балтийское побережье. В устье Невы выросла новая столица - Санкт-Петербург.

Год от года перевозки между столицей и внутренними районами страны значительно возрастали. Сухопутный транспорт с трудом доставлял необходимые грузы. Из-за непогоды, распутицы и бесхозяйственности дороги становились непроезжими. Из Москвы до Петербурга добирались более пяти недель.

Существовал и водный путь, который связывал Поволжье с Балтикой, через верховья Тверцы и Цны. Малое судно, перевозившее груз в 3 тысячи пудов (48тыс.кг.), могло заменить 100 подвод с извозчиками. Главным препятствием на этом пути оставался волок между Тверцой и Цной.

С древних времен люди перетаскивали легкие ладьи с одной реки на другую при помощи катков и лыж, а челны из древесной коры или кож переносили на себе. С развитием торговли на месте здешнего волока возникло поселение, основанное новгородцами и получившее название Вышний Волочек, так как находилось у первого, верхнего («вышнего») волока на пути по Волге из новгородских земель. Здесь Петр и повелел прорыть канал.

Царский указ от 12 января 1703 года предписал «соединить перекопью реки Тверцу и Цну».

Ежегодно из Тверских уездов и соседних провинций на строительство присылалось до 10 тыс. человек с лошадьми и телегами. Все работы выполнялись вручную, с помощью лопат и тачек. Всеми делами строительства управлял первое время князь В.И.Гагарин, отчего канал назвали Гагаринским, позднее – Тверецким (по названию реки), а обычно именовали Вышневолоцким. Поэтому и весь водный путь получил название Вышневолоцкого.

Петр внимательно следил за строительством и не раз бывал в вышнем Волочке. По преданию, он прошел пешком путь от Тверцы до Цны и наметил трассу будущего канала. В 1708 году работы по строительству канала длиной около 3 км со шлюзом завершились.

6. Итог урока

Учитель:

У вас на партах цветограммы.

Выберите ту цветограмму, которая соответствует вашей оценке политики Петра I.

ребята, объясните, пожалуйста, почему вы так оценили?

а хотели бы вы жить в петровское время и быть дворянином, крестьянином?

4.Отчет рабочих групп.

5.Элемент регионального компонента.

6.Подведение итогов урока.

Рефлексия

Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока?

Как мы работали?

Каким путем шли к разрешению проблемы?

Что мы сегодня повторили?

Что нового, необычного было на занятии?

Какой этап был самым ярким?

Что показалось наиболее сложным?

Сформировалось ли у вас свое отношение к Петру I?

Литература

Большая детская энциклопедия. М., «Махаон» 2005г.

Захарова Е.Н.Методические рекомендации к изучению истории. М., «Владос» 2001 г.

Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. М., «Бонфи» 2001 г.

Перхавко В.Б. М.; Педагогика –Пресс 1997 г.

Рассказы по отечественной истории. Альбедиль М.Ф. м.; «Норинт» 2002

Энциклопедический словарь юного историка: Отечественная история

www uchportal.ru


>